Баббит из металла — что это такое и где применяется? Характеристики

Оборудование

Какое оборудование используется для заливки подшипников баббитом? Для этого производят специальные комплекты оборудования, например, КО-2, на котором подшипники изготавливаются методом центробежного литья.

Этот комплект выпускают в нескольких модификациях:

  • МПС — для заливки подшипников скольжения 8ТН.263.028 и 8ТН.263.029;
  • D360 x L310 — для заливки подшипников скольжения с наружным диаметром до 360 мм, внутренним диаметром от 40 мм и длиной до 310 мм;
  • D950 x L500 — для заливки подшипников скольжения с внешним диаметром до 950 мм, внутренним диаметром от 60 мм и длиной 500 мм.

Использование специального оборудования позволяет заливать баббит более аккуратно, без перерасхода и дефектов.

Для выплавки баббита из вкладышей старых подшипников также выпускаются специальные печи, например, камерные типа ПКН разного размера и мощности:

  • ПКН-0,6-2000 мощностью 100 кВт,
  • ПКН-0,6-180 мощностью 26 кВт.

Печи сделаны из огнеупорных материалов, а в качестве нагревателей используются спирали из проволоки суперфехраль. Они оборудованы поддоном для установки вкладышей подшипников и лотком для слива расплавленного баббита.

Для заливки сплава во вкладыши подшипников применяются и другие типы печей, например, ППН с нижним клапаном разлива. В такие печи помещают тигели с баббитом. Они также нагреваются электрическими нагревателями. Такие печи имеют канал для аварийного слива, управляются с пульта, на котором задаются режимы работы. Печи типа ППН позволяют дозировано разливать баббит во вкладыши подшипников.

Точка зрения общепринятого стандарта на лом баббита

Установленные документом ГОСТ 1639-2009, отходы соединения, попадают под категории вторичного олова и его сплавов:

  1. Кусковой лом баббитов. Категория содержит исключительно оловянные марки сплава. Основные составляющие вторичного металла: дизельные и турбинные подшипники.
  2. Кусковые отходы с высоким содержанием свинца. Стандартный лом подшипников дополняют использованные элементы типографского шрифта.
  3. Стружка оловянно-свинцовых сплавов. Данная группа включает только отходы обработки оловянных баббитов.
  4. Стружка смешанная. В ней представлены марки свинцовой вариации соединения.

Естественно, основную материальную ценность среди лома баббитов представляют его сорта с высоким содержанием олова. Стоимость за килограмм такого лома приближается к расценкам чистого металла.

В силу разнообразия марок сплава, а также невозможности визуально отличить различные виды баббита, нередко применяется спектральный анализ. Пункты приема цветного металлолома, оснащенные специальным аналитическим оборудованием, позволяют точно установить концентрацию олова, что может сказаться положительно на итоговой цене принимаемого лома баббита.

Марки баббита [ править | править код ]

Баббит (Б-83) — сплав, состоящий из следующих элементов: Sn (83 %); Sb (11 %); Cu (6 %) — для подшипников, работающих при средних нагрузках. Допустимое рабочее давление : 10—15 МПа.

Баббит (Б-16) — сплав, состоящий из следующих элементов: Sn (15—17 %); Sb (15—17 %); Cu (1,5—2,0 %); Pb (остальное) — для моторно-осевых подшипников электровозов, путевых машин, деталей паровозов и другого оборудования тяжелого машиностроения. Допустимое рабочее давление : 10 МПа.

Баббит (СОС6) — сплав, состоящий из следующих элементов: Zn (5,5—6,5 %); Sb (5,5—6,5 %); Pb (остальное) — подшипники, работающие при высоких нагрузках (более 20 МПа) и температуре более 300 градусов, подшипники автомобильных дизельных двигателей.

Допускаемые режимы работы: = 5—12 МПа. = 10 м/с. = 80° по Цельсию. Твёрдость, HB, МПа: 2700—3000.

Дополнено из «Триботехническое материаловедение» Терентьев В. Ф. КГТУ (в скором будущем СибФУ), Красноярск, 2000 г.

Баббит – искусственно созданный сплав металлов, обладающих разными химическими свойствами. Основу этих сплавов составляют металлы, которые имеют невысокую температуру плавления. К этим металлам относятся свинец, олово, мышьяк и сурьма. Поскольку одни элементы более мягкие, а другие более твёрдые, то получается специфический сплав, обладающий хорошими свойствами, позволяющими снижать коэффициент трения (так называемыми антифрикционными свойствами), износоустойчивостью и долговечностью.

Изобретение таких материалов относится к той категории научных курьёзов, когда основная деятельность изобретателя далека от предмета изобретения. Приоритет изобретения сплавов, которые применяются во многих механизмах, принадлежит Исааку Бэббиту – профессиональному ювелиру. Он запатентовал своё изобретение ещё в 1841 году и даже получил от Конгресса США огромную по тем временам премию – 20000 долларов. Уже через шесть лет он появился в России.

Цены на лом баббита

Часто стоимость олова в свинцово-оловянных сплавах определяется не за кг веса, а за процент дорогостоящего металла в килограмме лома.

Цена 1 килограмма баббита в РФ:

Вид ломаДо 50-100кгОт 100 кгОт 1 т
Б83 ГОСТ400 — 920 руб.600- 1020 руб.700 – 1200 руб.
Б83 брак (олова не менее 80%)220- 420 руб.220- 530 руб.450-530 руб.
Б83 брак (олова не менее 50%)100- 120 руб.120- 150 руб.130- 160 руб.
Б1650- 180 руб.70 – 180 руб.130- 180 руб.
Брак Б 83,Б 16 (1% олова)3,1- 5 руб.3,5- 5 руб.5-6,5 руб.
Б83 стружка500- 520 руб.500-520 руб.500- 550 руб.
Б16 стружка70- 75 руб.70-80 руб.70- 90 руб.

Самая высокая цена за 1 кг лома у оловянного сплава с допустимым количеством примесей не более 0,3 %. Такой лом идет на первичную переплавку без дополнительной очистки от посторонних веществ. Крупные компании, специализирующиеся на заготовке и переработке лома на международном уровне, закупочную цену устанавливают по результатам торгов на мировом рынке.

Параметры для вычисления базовой цены биржевого металла:

  • средняя цена на Лондонской бирже металлов за последние 5 сессий;
  • валютный курс рубля в долларах США;
  • коэффициент понижения, зависит от вида отходов и засора сплава (0,2-0,9);
  • дополнительный коэффициент понижения для смешанных отходов, равный 0,8.

Разновидности и марки сплава

Разновидности-марки баббитов представлены тремя типами — в зависимости от металла-основы:

  1. Кальциевый. Хоть и его основой является свинец, сплав получил свое название по одному из составляющих — в составе также присутствует кальций и натрий. Эти элементы отличают данный баббит самой недорогой ценой, придают ему повышенную теплопроводность и плотность. Но при этом такой сплав быстрее окисляется, что не прибавляет ему износоустойчивости. Поэтому кальциевый баббит в большинстве случаев используют во вкладышах рам вагонов, как грузовых, так и пассажирских — там их чаще всего проверяют и при необходимости быстро заменяют.
  2. Оловянный. Основой данного баббита служит олово, которое отличается высоким коэффициентом трения, большой износоустойчивостью и пластичностью, повышенной коррозийной устойчивостью. Этот сплав примерно в два раза крепче своих «собратьев». Поэтому данная марка баббита незаменима для подшипников, на которые приходится максимальная нагрузка и возлагается важная роль. Область их применения — различные малооборотные двигатели. Кроме олова, в этом сплаве присутствует либо кадмий и никель, либо сурьма и медь. Недостатком оловянного баббита будет только его самая высокая среди данных сплавов цена.
  3. Свинцовый. Мягкими составляющими здесь выступают свинец и сурьма — 87 % и 13 % соответственно в данном сегменте. Твердый элемент сплава — это кристаллическая сурьма (5 % уже от общего объема). Данный баббит не выделяется эластичностью, оттого и используется для производства не самых нагруженных подшипников. Однако при этом он замечателен тем, что отлично переносит высокотемпературный нагрев элемента. Стоит отметить, что такие баббиты более других подвержены коррозии. Их стезя — дизельные моторы тракторов и автомобилей.

Смотреть галерею

Марки свинцового баббита — Б16 (свинец — основной элемент), БС6, БН (свинец, олово, никель, медь, мышьяк, кадмий, сурьма). Они, как и оловянные, произведены по ГОСТ 1320-74. Кальциевые сплавы соответствуют ГОСТ 1209-90; их разновидности — это БК2, БКА, БК2Ц, БК2Ш. Марки оловянного баббита — Б83, Б83С (небольшое добавление свинца), Б88. Разновидность Б83, к примеру, — это 80 % оловянной составляющей, 12 % сурьмы, 6 % меди и, в среднем, по 0,1 % висмута, свинца, железа, мышьяка, алюминия. А Б6 — это 88 % свинца, 0,3 % меди, 0,1 % железа, небольшая доля цинка и мышьяка.

Специфика применения баббита

Для каждой разновидности деталей необходима своя марка сплава-баббита:

  • Шатунные подшипники (стык поршня и коленчатого вала) — марка БМ. Используются для тракторов. Требуют замены на новые через каждую тысячу километров пробега.
  • Коренные подшипники — применение баббита Б88, созданного специально для высоких скоростей, больших динамических нагрузок. Поэтому данную марку успешно применяют для среднеоборотных и быстроходных дизельных двигателей.
  • Подшипники для судовых водопроводов, компрессоров — разновидность БН, идеальная для средних нагрузок и скоростей.
  • Тяжелое машиностроение — отлично подойдут свойства баббита сорта Б16.

Продажа баббита

Сейчас существует огромное количество точек продажи баббитов не только в обычных магазинах, но и в интернете. Но так как от качества сплава напрямую зависит качество будущего подшипника, то выбирать стоит только проверенных поставщиков, с многочисленными отзывами или покупать по рекомендации.

Не стоит выбирать сплав по низкой цене, так как за выдаваемой акцией или скидкой может скрываться низкое качество.

Важно! Любая марка, дорогая или дешевая, должна не только строго соответствовать ГОСТу, но также иметь высокое качество химического состава. Самой важной функцией баббита является его износостойкость, легкоплавкость и плотность, все это влияет на перегрев подшипников во время работы. Самой важной функцией баббита является его износостойкость, легкоплавкость и плотность, все это влияет на перегрев подшипников во время работы

Самой важной функцией баббита является его износостойкость, легкоплавкость и плотность, все это влияет на перегрев подшипников во время работы

Также важно при покупке слитков обратить внимание на чистоту его поверхности, желательно чтобы на слитке стояла марка баббита. Все эти уникальные свойства баббита позволяют ему до сих пор актуально существовать и применяться в механике

Все эти уникальные свойства баббита позволяют ему до сих пор актуально существовать и применяться в механике

Все эти уникальные свойства баббита позволяют ему до сих пор актуально существовать и применяться в механике.

Как заливают подшипники баббитом с помощью оборудования КО-2, узнаем в следующем видео

Заливка подшипников баббитом

Возможность перезалить баббит во вкладыши подшипников — альтернатива замене всего подшипника. Таким образом можно значительно сэкономить. Для заливки или перезаливки вкладышей подшипников баббитом необходимы:

  • баббит в кусках 1-2 кг;
  • древесный уголь;
  • соляная кислота;
  • палочки из олова и баббита для лужения;
  • паста для промазывания неплотно прилегающих мест формы,
  • тигель для плавки металла такого объема, чтобы в нем можно было расплавить баббит для заливки вкладыша за один прием, тигель должен иметь сужающуюся кверху форму, а носик должен выходить из его нижней части;
  • форма для заливки подшипника;
  • печь или горн (выпускаются специальные электропечи);
  • вода температурой 80-90 градусов.

Если необходимо перезалить подшипники, то сначала выплавляют старый баббит. Это делают в специальных печах, а также с помощью паяльной лампы или погружением в расплавленный баббит. Старый сплав необходимо тщательно очистить и обезжирить.

Поверхность подшипника также не должна иметь никаких загрязнений. Ее также обезжиривают и протравливают для лучшего сцепления антифрикционного материала с поверхностью. Для обезжиривания используют раствор каустической соды, после это операции деталь тщательно промывают. Для травления применяют соляную кислоту. В результате на поверхности появляются мелкие бороздки.

После очистки поверхность подшипника лудят, баббит нагревают до необходимой температуры и заливают в форму подшипника. После его застывания залитый подшипник очищают и подгоняют.

Что такое баббит?

Изобретение этого вида сплава не было целенаправленным, и является результатом научного курьеза, когда продукт деятельности изобретателя оказался далек от полеченного результата. Изобретение сплавов, которые используют во многих механизмах, пренадлежит Исааку Бэббиту, который был профессиональным ювелиром.

Классификация

На сегодняшний день отработаны и хорошо изучены такие марки:

  • Свинцовые.
  • Оловянные.
  • Кальциевые.

Их производят по ГОСТу. К примеру, кальциевые баббиты нужно изготавливать по ГОСТу 1209-90, а свинцовые и оловянные по ГОСТу 1320-74.

Каждая из марок имеет определенную классификацию, которая промаркирована заглавными буквами и цифрами:

  • У оловянных баббитов маркировка Б83, Б88, Б83С, SАЕ11, АSТМ2, SАЕ12.

  • У свинцовых баббитов маркировка Б16, БС6, БН, SАЕ13, АSТМ7, SАЕ14.
  • У кальциевых баббитов маркировка БКА, БК2 и БК2Ш.

Главные характеристики баббитов и состав

Оценивают свойства вышеупомянутых марок на основе таких характеристик:

  1. Состав сплава и химических элементов, которые в него входят.
  2. Характеристики сплава физического характера.
  3. Литейно-технологические характеристики.
  4. Свойства механического характера.
  5. Режимы работы и предельно допустимые границы эксплуатации.
  6. Область использования сплава.

По химическому составу сплавы отличаются тем, какой металл взят за основу. К примеру, оловянный баббит Б83 содержит в себе до 85% олова, 12% сурьмы, и в остатке немного меди. Свинцовый баббит Б16 содержит 87% свинца и почти все остальное – сурьма. Главный металл в кальциевых сплавах свинец и может достигать до 96%, а также к нему часто добавляют кальций.

По физическим характеристикам самый большой интерес вызывают плотность, удельный вес и сопротивление току. У сплавов эти показатели особе между собой не отличаются, так как они очень близкие.

Из литейно-технологических характеристик важное значение имеет температура, при которой заливают сплав в подшипник и температура плавления. Она варьирует в зависимости от химических присадок

К примеру, температура плавления оловянного баббита Б83 равно 365 градусов, а при заливке температура не должна быть ниже 440 градусов. Сплав марки Б16 при плавлении равен 405 градусам, а при заливке не меньше 480 градусов. Такие примеры наглядны и показывают, что при заливке температуры сплава всегда должна быть выше.

На данный момент при промышленном масштабе баббиты производят из руды основных металлов, или из вторичного сырья, которое было отправлено на переработку. Для целесообразности в технологическом плане баббиты выпускают в виде слитка. Каждый слиток весит 22 кг. Для того, чтобы бороться с подпольным производством и для организации систем учета на каждом слитке ставят оттиски в виде товарного знака изготовителя. Там же указывают порядковый номер плавки по заводскому учету. После этого слитки используют, чтобы заливать их в подшипники.

Среди механических свойств стоит выделить предел прочности заливки при недолгосрочной нагрузке, допустимые габариты, ударную вязкость, твердость и относительное удлинение.

Область применения того или иного вида баббита определяют такими характеристиками, как удельное давление, напряженность работы, вид нагрузки и предельная рабочая температура.

Что такое баббит, и где его применяют

Баббит — это мягкий сплав, в составе которого присутствуют частицы твердых металлов. Используется в качестве твердой смазки в подшипниках и деталях трения.

При заливке или напылении сплава на внутреннюю сторону вкладыша подшипника образуется кольцо, которое при постоянной подаче масла повышает износостойкость деталей.

Основой антифрикционного сплава служат олово и свинец, обладающие высокой теплопроводностью и низким коэффициентом трения.

В зависимости от предназначения, в сплав добавляют:

  • медь:
  • сурьму;
  • кальций;
  • алюминий и т.д.

Баббиты по составу основного сырья делятся на три категории:

  • свинцовые;
  • оловянные;
  • кальциевые.

Свинцовые сплавы

Баббиты из свинца наиболее распространены из-за своей дешевизны, применяются для заливки деталей, не подверженных сильной нагрузке.

По составу добавок маркируются:

  • Б16;
  • БН;
  • БС6.

Основной состав сплава марки Б16 – это свинец. Цифра 16 обозначает процент содержания олова, дополнительные примеси – медь и сурьма.

Особенностью этого баббита является способность выдерживать высокие температуры в течение длительного времени.

Главный недостаток – при больших нагрузках и вибрации сплав трескается и крошится.

В основном используется для заливки подшипников железнодорожного и водного транспорта, во время эксплуатации которых их часто меняют.

Также баббит Б16 можно найти в:

  • подшипниках маломощных дизельных моторов;
  • мельницах шарового и трубного типа;
  • турбинах, вращающихся под давлением пара или воды;
  • компрессорах;
  • дробильных установках.

БН – баббит, который можно использовать вместо Б16, в нем также присутствует до 11% олова и 5 дополнительных веществ:

  • сурьма (до 15%);
  • медь;
  • кадмий;
  • мышьяк;
  • никель.

Свинцовый сплав БС6 выдерживает ударные нагрузки и востребован в деталях тракторных двигателей.

Дорогостоящие оловянные баббитовые сплавы

Маркировка по ГОСТ:

  • Б88;
  • Б83;
  • Б83с.

Оловянные сплавы дороже. По физическим и антифрикционным свойствам они превосходят свинцовые.

Самый популярный сплав марки Б83, в основной состав которого входит до 85% олова, сурьма и медь.

Широко применяется в подшипниках, вращающихся на высокой скорости при средних нагрузках.

Высокая износостойкость продлевает срок службы оборудования, но, так же, как и баббит Б16, Б83 не выдерживает ударных нагрузок и вибраций.

Применяют в механизмах, принцип работы которых основан на турбинном вращении.

Это могут быть:

  • подшипники паровых двигателей;
  • турбокомпрессоры;
  • дизельные двигатели с низкими оборотами.

Б88 – самый дорогой оловянный сплав баббита. Из маркировки следует, что средний процент содержания олова – 88%. Выдерживает не только высокие температуры, но и устойчив к высоким динамическим нагрузкам и вибрационным ударам. Активно используется в тяжелом машиностроении и в других отраслях, связанных с громоздкими вращающимися механизмами.

Кальциевые баббиты

Свинцово-кальциевые сплавы производят под маркировкой:

  • БКА;
  • БК2;
  • БК2Ц;
  • БК2Ш.

Данные баббиты используют в основном в подвижных механизмах железнодорожного транспорта, а также для заливки коренных и шатунных подшипников дизельных и газовых двигателей.

Как продать с максимальной выгодой

Стоимость, по которой можно сдать лом баббита полностью зависит от химического состава и концентрации сплава.

Перекупщики и небольшие базы, не имеющие лицензии и спецоборудования, не смогут точно определить количество олова или свинца в изделии.

Лицензированные компании по скупке и переработке металла – наиболее оптимальный вариант для выгодной продажи баббитов.

Спектральный анализ, сделанный с помощью профессиональных приборов, покажет точное содержание того или иного металла.

Найти скупщиков цветного металлолома с выгодными условиями и расценками также можно на специализированных форумах или в соцсетях, где участники дискуссии подскажут наиболее выгодный вариант в вашем регионе.

Самый же простой и быстрый вариант найти наиболее выгодные условия на прием лома баббита — устроить мини-тендер (если объем значительный) или самостоятельно собрать информацию по 5-10 приемным пунктам. То есть либо разослать свое предложение, либо обзвонить компании и выписать цены и условия приема.

Для юридических лиц также важно правильно оформить списание отходов производства. Необходимую для этого процедуру можно заказать специалистам компании, обладающей правами юридического сопровождения при приеме утильсырья

Повторное использование металлического сырья позволяет минимизировать затраты на добычу редкоземельной руды, сохраняя природные ресурсы Земли.

Олово и свинец – цветные биржевые металлы, спрос на них никогда не падает. Продажа баббитового лома принесет неплохой доход, если правильно выбрать приемный пункт.

В данном видео можно увидеть, как анализируют состав баббита с помощью специального оборудования:

Что такое баббит?

Баббит — антифрикционный специальный легкоплавкий подшипниковый сплав олова с сурьмой и медью или сплав свинца с сурьмой, медью и оловом или сплавы на основе цинка, алюминия. Антифрикционные свойства баббиту придает гетерогенная структура — твёрдые частицы, которые служат опорой подшипника, заключены в мягкой пластичной основе сплава , которую составляют олово или свинец. Это дает равномерное прилегание и прирабатываемость подшипника к валу, небольшое трение и износ.

Изготавливается баббит в виде чушек}. Марки: Б-88, Б-83, Б-16, БН. Баббит Б83 (ГОСТ 1320-74), (чушки по 16 кг), баббит Б16 (ГОСТ 1209-90) — качественный первичный баббит от производителя}. Отгрузка в Екатеринбурге. Доставка баббита осуществляется по всей России. ООО «ПКП Металлхимэнерго».

Наиболее популярный антифрикционный сплав — баббит Б83}. У него выше, чем у свинцовых сплавов, показатели износостойкости и при этом он стоит меньше, чем баббит Б88}, в котором более сложный состав металлов. Коэффициент трения баббита Б83 без смазки 0,28, со смазкой — 0,005. Допустимая статическая нагрузка: — 400 кгс/см2, динамическая — 1000 кгс/см2сек, ударная — 100 кгс/см2сек. Скорость вращения максимальная — 60 м / сек. Допустимый нагрев до +110 ° С. Рекомендуемая толщина заливки более1 мм.

Подшипниковый материал представляет собой сочетание достаточно прочной, относительно вязкой и пластичной основы, в которой имеются твердые опорные включения. При этих условиях изнашивается пластичная основа, вал в основном лежит на твёрдых элементах, создающих опору. Следовательно, трение идёт не по всей площади поверхности подшипника, и смазка удерживается в изнашивающихся местах пластичной основы.

К антифрикционным материалам относятся сплавы, частью которых является олово или свинец (так называемые баббиты), меди, алюминия и цинка, антифрикционные чугуны и порошковые подшипниковые материалы}.

Число в наименовании марки баббита показывает процентное содержание олова, или буква, обозначающая дополнительный легирующий элемент. Например, марки Б-83, Б16 означают, что в эти баббиты входят 83 и 16 процентов олова соответственно; марка БН означает, что сплав содержит никель, то есть обозначение носит условный характер и при этом не несет информации о процентном содержании тех или иных элементов сплава.

Чтобы на основе олова можно было получить антифрикционный сплав}, в него вводят элементы, которые упрочняют слишком мягкое и непрочное олово, образуя твёрдые включения. Для этой цели служат добавляемые в сплав сурьма и медь. Сурьма растворяется в олове и образует твёрдый сплав, более твёрдый и прочный, чем обыкновенное олово. Пластичность при этом у новообразованного материала остается почти на том же уровне.

Сурьма с оловом (SbSn) – это высокотвёрдое соединение. Сурьма в данном случае начинает «работать» как средство по упрочнению оловянного баббита и становится уже тем самым элементом, создающим опору для движущихся элементов подшипника.

Олово и медь образуют кристаллы химического соединения Cu3Sn. Олово считается дорогим и дефицитным химическим элементом, поэтому оловянные антифрикционные соединения используются только в особых случаях. Во всех остальных случаях используют свинцовые баббиты}, содержание олова в которых сведено до 5 процентов. В таких сплавах (например, Б16) основой служит свинец. Для упрочнения свинца и создания твёрдых частиц в сплав также вводят сурьму и медь.

Стоимость баббита

Рассмотрим стоимость данного сплава на территории РФ. Цена напрямую зависит от свойств баббита, от его марки. Так, средняя цена свинцового баббита Б16 — около 350 тыс. рублей/тонна. Стоимость сплава марки Б83 — около 1,3 млн рублей/тонна.

Если рассматривать рынок вторсырья, то 1 кг баббитового металлолома можно сдать за максимальную цену 500-600 руб./кг. В основном подобные сплавы выкупают для их последующей утилизации, ведь более ненужные подшипники могут нанести непоправимый вред экологии, так как кадмий, свинец, сурьма — это в прямом смысле слова яды для окружающей нас природы.

Смотреть галерею

Баббитовые сплавы — далеко не современное изобретение. Однако они и в наши дни все так же актуальны в механике, а именно — в производстве подшипников. Наблюдается это из-за того, что именно баббиты долговечны, износоустойчивы, быстро и плотно притираются к детали, обеспечивают бесшумность при трении и, благодаря своей низкой теплопроводности, исключают перегрев двигателя. Кроме того, производители предлагают десятки различных марок баббитов, каждая из которых соответствует определенной разновидности как подшипника, так и целого двигателя машины.

Высокая себестоимость работ

Технологическая отсталость данного метода ремонта (учебник по технологии ремонта издан еще в 1939 году — М. Х. Дриц и Д. А. Песков, Заливка подшипников баббитом: Книга утв. ЦУУЗ НКПС в качестве учеб. пособия по тех. минимуму для работников по заливке подшипников баббитом, Москва, Трансжелдориздат., 1939 г.), при видимой дешевизне сырья, приводит к большим неоправданным расходам при производстве и эксплуатации готовых изделий. Основные факторы указаны в таблице 1.Таблица 1. Причины и факторы увеличения себестоимости работ

ПричиныФакторы, увеличивающие себестоимость работ
Низкое качество сырьяИзготовление сырья из переплавленного лома с выгоревшими легирующими элементами. Высокая стоимость контроля соответствия химического состава сырья ГОСТу. Большие потери материала и отходы производства.
Низкое качество готовойпродукцииТехнологические ограничения по контролю качества. Образование раковин, внутренних дефектов и других пороков. Выгорание легирующих элементов. Неудовлетворительная структура баббита вследствие ликвации.
Крайняя вредность производства для человекаРабота с токсичными и вредными веществами:

  • 1 класс опасности: свинец, сурьма, мышьяк, тяжелые элементы кадмий, висмут, соляная кислота, серная кислота
  • 2 класс опасности: гидроксид натрия, хлорид цинка
  • 3 класс опасности: хлористый аммоний
Ручное производствоОтсутствие средств автоматизации. Высокие затраты на вспомогательные работы. Необходимость специально-обученного персонала. Отсутствие кадрового резерва.
Особые требования к производствуНеобходимость оборудования специальной базы или участка производства со средствами индивидуальной и производственной защиты. Необходимость специальных машин и специальных литьевых форм повышенной прочности и герметичности.

Баббит Б-83

Баббиты (подшипниковые сплавы) Баббиты — белые легкоплавкие антифрикционные сплавы на основе олова или свинца. Применяются для заливки вкладышей подшипников скольжения различных машин. Основные требования, предъявляемые к антифрикционным сплавам, определяются условиями работы вкладыша подшипника. Антифрикционные сплавы должны иметь высокую износостойкость и малый коэффициент трения между валом и подшипником; достаточную пластичность для лучшей прирабатываемости к поверхности вала; твердость, достаточную для вкладыша как опоры вала, но не вызывающую сильного износа самого вала; обладать микрокапиллярностью, т.е. способностью удерживать смазочные материалы. Указанные требования обеспечиваются неоднородной структурой антифрикционных сплавов, состоящей из мягкой основы с равномерно распределенными в ней твердыми включениями. При вращении вал опирается на твердые частицы, обеспечивающие износостойкость и способность воспринимать сравнительно высокие удельные давления, а мягкая основа, изнашиваясь быстрее, прирабатывается к валу и образует сеть каналов (микрорельеф), удерживающих смазочный материал.

Баббиты — наиболее старые (с 1839г.) и широко применяемые до настоящего времени антифрикционные легкоплавкие беззадирные пластичные гетерогенные сплавы на основе олова и свинца с более твердыми включениями (медь, сурьма, никель и др.). Используются для изготовления подшипников. Пластичная основа (олово, свинец) обеспечивает равномерное прилегание и прирабатываемость подшипника к валу, а твердые включения служат ему непосредственной опорой, обеспечивая небольшое трение и износ.

Марки баббитов: Б-16, Б-83

Баббиты оловянные и свинцовые в чушках ГОСТ 1320-74 — специальные легкоплавкие подшипниковые сплавы. В их строении всегда есть мягкая основа и твердые включения. Баббиты бывают оловянные (сплав олова с сурьмой и медью), свинцовые (сплав свинца с сурьмой, медью и оловом), кальциевые (сплав свинца с кальцием и натрием).

Баббиты изготавливаются в виде чушек и в зависимости от химического состава различают следующие марки: Б-88, Б-83, Б-16, БН. Марки и химический состав баббитов указан в таблице 3.

Применяются баббиты при производстве моторно-осевых подшипников электровозов, деталей паровозов и оборудования тяжелого машиностроения; подшипников, работающие при больших скоростях и средних нагрузках.

Химический состав баббита чушкового оловянного и свинцового по ГОСТ 1320-74 указан в таблице 3.

таблица 3

химический состав, %
марка баббитаосновные компоненты
оловосурьмамедькадмийникельмышьяксвинец
Б-88остальное7.3-7.82.5-3.50.8-1.20.15-0.25
Б-83остальное10.0-12.05.5-6.5
Б-1615.0-17.015.0-17.01.5-2.0
БН9.0-11.013.0-15.01.5-2.00.1-0.70.1-0.50.5-0.9остальное

Массовая доля примесей в чушковом баббите оловянном и свинцовом по ГОСТ 1320-74 указана в таблице 4.

таблица 4

примеси, не более, %
марка баббитажелезомышьякцинксвинецвисмуталюминий
Б-880.050.050.0050.100.050.005
Б-830.100.050.0040.350.050.005
Б-160.080.20.070.100.010
БН0.100.020.100.05
МаркаХимический состав, %Назначение
Б-8310-125.5-6.5ОстальноеДля подшипников, работающих при больших скоростях и средних нагрузках (подшипники турбин, дизелей, гребных валов и др)
Б-1615-171.5-2.015-17ОстальноеДля подшипников тяжелых машин (моторно-осевые подшипники электровозов, путевых машин и др.)

Область применения

В зависимости от своих индивидуальных свойств каждая разновидность баббита применяется строго в определённых механизмах и машинах. Все они применяются для заливки боковых стенок вала крепления подшипника. Это помогает значительно снизить коэффициент трения, препятствующий нормальному вращению подшипника. Обладая относительно невысокой температурой плавления, удаётся получить хороший эффект при постепенном притирании вращающихся деталей. Он позволяет значительно снизить износ новых элементов подшипников и повысить их срок службы. Кроме этого при вращении подшипника, в баббите образовываются микроканалы. Через них улучшается смазка всех вращающихся деталей.

Каждая марка баббита имеет особую область применения. Например, оловянные баббиты используют тогда, когда обязательно необходима повышенная износостойкость при высоких скоростях вращения. Особенно востребованы подобные марки, когда требуется обеспечить хорошую вязкость, допустимые температурные показатели и низкий коэффициент трения.

Например, рассмотренный выше баббит марки Б83 применяется в подшипниках, работающих на очень высоких скоростях и повышенных динамических нагрузках. Это могут быть высокооборотистые дизельные двигатели, нижние половины так называемых крейкопфных подшипников низкооборотистых дизелей. Кроме этого их применяют в мотылёвых и рамовых подшипниках, а также в подшипниках, которые служат опорой гребных валов на судах.

Свинцовые баббиты лучше всех переносят сильный нагрев. Их применяют в дизельных двигателях автомобилей, тракторов, экскаваторов. Баббиты марки Б16 применяют в подшипниках, размещённых в двигателях электровозов. Их устанавливают на различные путевые машины и в оборудовании, применяемом в тяжёлом машиностроении.

Баббит марки Б16

Кальциевые баббиты применяют на железнодорожном транспорте, для оснащения подвижного состава, как тепловозов, так и грузовых и пассажирских вагонов.

Достоинства и недостатки перечисленных сплавов

Все описанные сплавы обладают определёнными достоинствами и характерными недостатками. Из достоинств можно выделить:

  • высокие антифрикционные свойства баббитов (противостоят возвратно-поступательным движениям механизмов);
  • хорошая антикоррозийная стойкость;
  • высокая износоустойчивость;
  • повышенная ударная вязкость;
  • относительно невысокая температура плавления баббита(интервал составляет 240°С — 340°С);
  • повышенный коэффициент размягчаемости сплава (при температуре 100°С он соответствует норме НВ 9-24);
  • значительно увеличенная вязкость при ударных нагрузках;
  • хорошая износоустойчивость;
  • снижается время, необходимое для приработки отдельных деталей.

Недостатки заключаются в следующем:

  • низкая прочность, по сравнению с другими сплавами;
  • невысокая прочность (НВ 13-32);
  • необходимость применения более прочных оболочек (из чугуна, стали или меди);
  • низкое сопротивление усталости, что снижает работоспособность подшипника и уменьшает срок его службы;
  • высокая теплопроводность;
  • наличие дополнительных присадок из мышьяка, висмута делают данный сплав сложным в утилизации;
  • для оловянных баббитов, в качестве недостатка можно отметить высокую конечную стоимость подшипника.

Несмотря на приведенные недостатки, баббиты получили широкое распространение во многих областях машиностроения. Их положительные свойства позволяют решать сложные инженерно-технические задачи.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

+38 099 966 56 95 +38 098 98 38 318 +38 093 820 88 48

Баббит – это сплав группы металлов и с добавлением примесей (указанных в таблице ниже), который уменьшает коэффициент трения. Но что же сделало данный сплав таким востребованным на рынке промышленности? – Это несомненно сверхустойчивость к изнашиванию при продолжительном трении.

Марка Баббита

Основной металл

Характеристика нагрузки

Примерное назначение

· Работающие при больших скоростях и средних нагрузках

· Турбин, крейцкопфные, мотылевые и рамовые малооборотных дизелей

· Опорные гребных валов

Моторно-осевые подшипники электровозов, путевых машин, детали паровозов и другое оборудование тяжелого машиностроения

Баббит, в котором основа олово (Б83), в сравнении с баббитом на основе свинца (Б16), имеет повышенную устойчивость к изнашеванию, сверхустойчивость к коррозии и отличная теплопроводность, также его применяют, когда необходима увеличенная вязкость и наименьший коэффициент трения. В свою очередь Баббит Б16 может записать в свой актив большую рабочую температуру, чем его коллега Баббит Б83.

Химический состав Баббита Б83 и Б16 (ГОСТ 1320-74)

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий