Септик из автомобильных покрышек своими руками

Канализация из шин: плюсы и минусы

Колодец из покрышек имеет свои технические особенности. Положительные и отрицательные стороны:

Плюсы Минусы
Минимальные инвестицииРезина подвергается негативному воздействию агрессивной среды
Простой монтаж. Возможно все работы выполнить своими рукамиИз-за пучения или движения грунта высокая вероятность разгерметизации. Это случится, если нарушена технология монтажных работ
Средний эксплуатационный срок составляет 15 летНевозможно произвести ремонт. Если конструкция выходит из строя, то приходится сооружать новую
Позже может появиться неприятный запах резины.

Особенности конструкции

Данный канализационное устройство будет нуждаться в откачке по мере оседания твердых частиц и его заполнения.

Сама конструкция состоит из двух сооружений, расположенных рядом. Дно емкости обязательно засыпается слоем из щебня и песка. Нередко могут обустраиваться дополнительные фильтрационные поля.

Колодец из автомобильных шин должен соответствовать таким требованиям:

  • Чтобы не нарушить его герметизацию, глубина шахты не должна быть большой.
  • От уровня поверхности глубина залегания грунтовых вод должна быть не меньше 5 метров.
  • Рекомендовано перерабатывать несильно загрязненные стоки. Например, умывальники, стиральные машины, ванны, бани, душевые кабины и прочее.

Строительство фильтрующего колодца

При постройке очистного сооружения своими руками площадь фильтрующей поверхности колодца можно рассчитать, исходя из заранее известных универсальных данных. На каждый квадратный метр поверхности донного фильтра ежесуточно приходится давление в 100 литров стоков в песчаном грунте и 50 литров – в супесчаном.

Дно колодца должно находиться над уровнем грунтовых вод, причем расстояние между ним и водами должно превышать 1 метр. Если это расстояние превышает 2 метра, можно увеличить нагрузку на донный фильтр на 1/5.

1 — щит водоотбойный; 2 — кольца горловины; 3 — крышка люка; 4 — крышка утепляющая; 5 — корпус люка; 6 — плита перекрытия; 7 — вентиляционный стояк; 8 — кольца глухие; 9 — кольца дырчатые; 10 — фильтрующая загрузка; 11 — отверстия в кольцах; 12 — основание бетонное; 13 — подводящий трубопровод

Чтобы увеличить площадь почвенной фильтрации, можно сделать в стенках колодца на уровне фильтра отверстия диаметром около 5 см. Общая площадь отверстий не должна превышать 1/10 площади стенок.

Дно колодца покрываем слоем фильтрующей мелкодисперсной засыпки: камешков, осколков кирпичей, гравия, щебня, шлака, керамзита. Этот слой должен иметь толщину не менее 20 и не более 30 см.

Соединение отстойника с колодцем

В шинах вырезают отверстия под трубу. Выводящее отверстие из отстойника располагают уровнем ниже, чем расположена сливная труба, идущая от здания. Трубу кладут в горизонтальной плоскости либо, соблюдая небольшой уклон (до 20 градусов).

Канализацию снаружи здания надо оборудовать вентиляцией. Трубу для нее устанавливают через крышку колодца для фильтрации. Лучше, если канализация будет иметь две трубы вентиляции: в трубе около выхода из дома, также на крышке колодца.

Зазоры между котлованом и шинами засыпают песком. Землю надо плотно приминать с помощью столбика из дерева. Почва в яме осядет, как пройдет первый дождь, и ее надо будет подсыпать. Далее можно ненужную землю с участка убрать, применяя тачку либо ведро. Вырезают крышку для септика из стального листа с помощью болгарки. Прослужит септик около пятнадцати лет. Очистные мероприятия надо будет проводить по мере наполнения емкости нечистотами.

Строительство отстойника

Строительство отстойника начинается с обустройства дна. На нем либо сооружается песчано-цементная стяжка, либо укладывается подходящая по размеру бетонная плита.

В очистном сооружении, имеющем несколько камер, все камеры, кроме колодца, нужно тщательно загерметизировать. В первой секции для этого лучше использовать не цементный раствор, а герметик или битум. Также стоит проверить герметичность соединительных участков. Швы между покрышками можно герметизировать с помощью обычного цементного раствора.

1 — кольца рабочей части; 2 — утепляющая крышка; 3 — кольца горловины; 4 — корпус люка; 5 — крышка люка; 6 — вентиляционный стояк; 7 — плита перекрытия; 8 — плита днища; 9 — щебеночная подушка; 10 — гидроизоляция; 11 — зона осадка; 12 — ходовые скобы

Помимо этого, можно усилить стенки раствором бетона, чтобы избежать проникновения стоков через стыки, а заодно укрепить всю конструкцию. Внутренняя часть каждой покрышки должна быть удалена перед началом работы.

Как сделать сливную яму из колес?

Выгребная яма представляет собой герметичный резервуар, жидкие стоки из которого необходимо регулярно откачивать.

Прежде всего, необходимо обеспечить полную изоляцию сливной жидкости в яме от окружающего грунта.

Попадая в почву вокруг ямы, болезнетворные бактерии могут просочиться в водозаборные конструкции:

  • колодцы,
  • колонки,
  • скважины.

Заразив питьевую воду, вирусы могут вызвать тяжелые болезни и даже эпидемии.

Поэтому так важно защитить жильцов от воздействия бактерий, находящихся в продуктах жизнедеятельности людей и животных. Ведь выгребная яма служит для слива жидких отходов, в том числе из раковин и унитазов

Ведь выгребная яма служит для слива жидких отходов, в том числе из раковин и унитазов.

Выгребная яма с качественной гидроизоляцией позволяет:

  • служить хранилищем для жидких стоков до тех пор, пока не понадобиться откачка;
  • надежно защищать почву и грунтовую воду от попадания опасных болезнетворных микроорганизмов, находящихся в грязной отработанной воде;
  • исключить распространение неприятного запаха;
  • сохранить привлекательный ландшафтный дизайн приусадебного участка.

Пошаговый процесс создания сливной ямы:

  1. Для обустройства выгребной ямы необходимо проложить наклонную канализационную трубу, аналогично конструкции септика, в траншее к месту выгребной ямы.
  2. Выкопать котлован, который будет на 20-30 см шире диаметра используемых покрышек.
  3. Дно котлована засыпать слоем песка толщиной 20 см, сверху засыпать гранитный щебень мелкой фракции.
  4. Установить щитовую или деревянную опалубку и залить жидким бетоном. Толщина слоя бетона – 20 см.
  5. Когда бетон застынет, уложить на дно друг на друга использованные покрышки в количестве 10 штук. Колеса следует укладывать по одному. Перед укладкой нижней покрышки нанести на плоскость соприкосновения с бетоном слой битумной мастики или модифицированного битума толщиной 3 см.
  6. Такие же слои следует наносить на каждый промежуток между шинами до верха. Это позволит создать качественный герметичный резервуар. После высыхания грунтовки битум разогреть и широкой кистью нанести его на наружные стенки покрышек. Сверху наклеить стеклохолст, который снова покрыть жидким битумом. Такое покрытие создать поверх бетонного пола.
  7. После укладки и обработки всех колес пространство между шинами и грунтовыми стенками котлована заполнить глиной. Можно глину развести с водой и залить в свободное пространство. Получится глиняный замок.
  8. Перекрыть выгребную яму балками и плитами, оставив отверстия для вытяжки.
  9. Установить пластиковый канализационный люк с крышкой.
  10. Замаскировать место нахождения ямы дерном с зеленой травой.

Сооружение очистного септика своими руками ↑

Технология возведения простейшего очистного сооружения из автопокрышек не намного отличается от описанной выше процедуры.

Строительство септика из шин выполняют в несколько этапов:

  1. Вырывают котлован глубиной 2-2,5м.
  2. Дно котлована устилают щебеночной «подушкой» толщиной 30-40 см.
  3. Выстраивают «колодец», выложив друг на друга 8-10 шин одинакового диаметра.
  4. У выложенных покрышек срезают лобзиком внутренние обода.
  5. Внутри шахты устанавливают бетонную трубу диаметром в 2 раза меньше размера «колодца», верхний торец которой оснащен фильтрующей сеткой.
  6. Заполняют землей пустоты между наружной стороной покрышек и внутренними стенками котлована, максимально утрамбовывая грунт.
  7. Устанавливают патрубок для обустройства вентиляции.
  8. Верхнюю шину конструкции прикрывают защитной крышкой.

Длина бетонной трубы должна быть такой, чтобы при установке ее в вертикальном положении, верхний торец располагался на 10-15 см ниже края последней покрышки. Это необходимо для того, чтобы труба «забирала» стоки не с поверхности, а из толщи отстоявшихся вод.

Видео: трехкамерный септик из покрышек от грузовых машин ↑

Верх септика можно задекорировать, соорудив импровизированный цветник из влаголюбивых растений, корни которых будут впитывать излишки воды

Пестрые цветы отвлекут внимание от крышки малоприглядного сооружения, широкая листва декоративнолиственных растений скроет выступающие над поверхностью борта конструкции

Рекомендации опытных хозяев ↑

И напоследок несколько простых советов, которые помогут предупредить возникновение трудностей и неприятностей при эксплуатации сделанной собственными руками канализации:

  1. Канализацию из покрышек в частном доме лучше сооружать с подветренной стороны дома. Это позволит оградить жильцов дома от неприятных запахов, источаемых содержимым выгребной ямы.
  2. Копая котлован, периодически проверяйте диаметр, чтобы по мере заглубления он не сужался. При проведении земляных работ используйте два вида лопат: штыковой – рыхлите землю, совковой – извлекайте грунт.
  3. Крышку септика желательно оснастить смотровым окошком, через которое удобно будет контролировать уровень заполненности резервуара.
  4. Без чистки «колодца» не обойтись. Но сократить количество этих мероприятий вполне возможно. Для этого рекомендуем использовать средства для чистки автономной канализации.

Содержащие бактерии средства выпускаются в виде порошков и жидкостей

Попадающие в сборник микроорганизмы будут перерабатывать органические отходы. Некоторые бактерии способны даже переработать туалетную бумагу, разложить соединения нитратов и вредные химические средства. Объем твердых отходов после такой переработки составляет всего 20%.

Варианты отстойника из покрышек

Выбор сооружения осуществляется в зависимости от того, как много сточных вод будет выходить из жилой постройки. Если на участке проживает немного людей, им будет достаточно самого простого варианта.

Смотреть видео

Выгребная яма из покрышек с вытяжкой часть 1

Смотрите это видео на YouTube

Семье, в которую входит более четырех человек, такой вариант не подойдет, поскольку он быстро станет непригоден из-за чрезмерной нагрузки. Поэтому специалисты рекомендуют рассмотреть вариант с двумя колодцами.

Отстойник с фильтрующей системой

Это недорогой вариант канализации. Чтобы соорудить его, потребуется вырыть яму под котлован, обустроить дно и положить вниз шины. Следует учитывать, что такой септик нежелательно строить рядом со зданиями или погребами. Лучше отдавать предпочтение колесам от крупного транспорта с широким диаметром, поскольку они вмещают больше отходов и увеличивают рабочие возможности канализации. Принцип работы такого септика несложен:

  1. отходы перетекают по канализационной трубе в колодец через сток;
  2. та часть стоков, которая не растворяется, не попадает в грунт и остается на слое из щебня;
  3. очищенная жидкость впитывается в землю через водосток.

Предлагаем так же ознакомиться со схемой устройства септика из покрышек. Главный недостаток подобной конструкции состоит в том, что она подойдет только  для хозяйственно-бытовых стоков. Использовать ее с целью переработки тяжелых не растворяемых отходов  не рекомендуется, в таком случае она быстро выйдет из строя.

Тем не менее, если сделать дно герметичным, а не дренажным, и обеспечить непроницаемость соединения в стенках, то такой вариант будет выполнять функции накопителя всех сточных вод, которые в будущем придется часто откачивать.

Главный плюс канализации – ее несложно построить, а в процессе эксплуатации не возникнет проблем. В качестве верхнего слоя подойдет керамзит, песок и даже простоя земля.  Еще одним недостатком является то, что на дне резервуара быстро появляется иловый остаток, вследствие чего в течение времени труба засоряется, осложняя отток вод. В таком случае владельцам дома или дачи придется часто прибегать к помощи насоса для откачки воды и производить зачистку дна, а затем заменять гравий.

Септик с двумя колодцами для отстаивания и фильтрации воды

Данная конструкция сложнее, но зато прослужит долгое время. Сооружение представлено двумя резервуарами. Один выполняет функции колодца, в котором отстаивается жидкость, а второй – отфильтровывает ее перед тем, как она попадет в землю.

В отличие от прошлого типа септика у данного варианта имеется отстойник с непроницаемым дном, в котором отстаиваются поступившие сточные воды. Нерастворимые отходы остаются на дне, а оставшаяся жидкость переходит в поглотительный колодец, чтобы в последующем пройти доочистку методом фильтрации.

Суть работы септика заключается в следующем:

  1. отходы переходят первый колодец;
  2. нерастворимая часть остается на дне;
  3. легкая жидкость по соседней трубе переходит в очистительную камеру;
  4. жидкость отфильтровывается через специальную систему, а затем впитываются в землю.

Преимуществом данной конструкции выступает и то, что она не требует больших расходов на постройку, а также не вредит окружающей среде, что делает ее привлекательной в сравнении с другими вариантами.

Откачка септика осуществляется около 4-5 раз за год. Кроме того, при постоянном использовании канализации отпадает необходимость в создании дополнительного утепления.

Отстойник с дренажной трубой

Подобная конструкция считается не самым подходящим вариантом для частного дома. Дренажная труба не выполняет особых функций в работе канализации.

Далее в трубе следует сделать несколько отверстий с помощью дрели со сверлом, которое бы подходило материалу трубы. Чтобы предотвратить нагревание и деформацию сверла, необходимо регулярно охлаждать его.

Принцип работы септика заключается в следующем:

  1. отходы вытекают в специальный резервуар;
  2. на дно оседают нерастворимые  фракции;
  3. водосток и щебень выводят в землю отфильтрованную жидкость.

Основная суть конструкции – вода проходит по трубопроводу, минуя загрязненное илом дно. Однако труба быстро засоряется этим же илом и поэтому она недолговечна.

Целесообразность сливного сборника из автопокрышек

Планируя сооружение выгребной ямы из автопокрышек, необходимо сопоставить особенности обустройства, эффективность работы сливного сборника с предполагаемыми условиями эксплуатации и «нагрузками» на канализационную систему.

Главные аргументы в пользу колодца из резинотехнических изделий:

  1. Низкая стоимость. Использованные покрышки можно достать бесплатно – на автосервисе или автотранспортном предприятии остается много старых шин под утилизацию. В крайнем случае, изношенную автомобильную резину получится приобрести практически за копейки на барахолке. Основная статья расходов – обустройство подводящего трубопровода.
  2. Простота монтажа. Подготовка материала, установка и подключение сливного резервуара – посильная задача для одного человека. Работа не предусматривает использование дорогостоящих инструментов и оборудования.

Резина не поддается коррозии, поэтому яма прослужит дольше, чем сооружение из металлических бочек. Средний срок эксплуатации – 10-12 лет.

Для сооружения поглощающего колодца подойдут любые автомобильные шины, диаметр которых превышает 1 метр. Весь процесс сооружения сливной ямы из покрышек займет 1-2 дня

«Кустарное» очистное сооружение для канализации имеет ряд негативных факторов, ограничивающих его применение:

  1. Низкая производительность. Даже покрышки очень большого размера не способны обеспечить достаточный объем для накопления и отвода сточных вод. Поглощающая яма из шин подойдет для семьи из двух-трех человек.
  2. Промерзание системы. Несмотря на использование теплоизоляционных материалов при сильных морозах резина околевает, что чревато замораживанием стоков и остановкой работы канализации.
  3. Неприятный запах. Время от времени со стороны выгребной ямы могут доноситься «ароматы» нечистот. Для устранения проблемы монтируют фановую вентиляционную трубу и накрывают люк плотной крышкой.
  4. Ограниченность использования. Степень очистки стоков поглощающей ямой достигает 40% – этого недостаточно для безопасного отвода в грунт. Чтобы не нарушить экологическое равновесие в сливную яму из покрышек нельзя сбрасывать сильно загрязненную жидкость и фекальные массы.
  5. Недостаточная герметичность. Обеспечить полную непроницаемость стыков между покрышками достаточно сложно. При подвижках грунта и после чистки высока вероятность разгерметизации конструкции – нечистоты начинают просачиваться в грунт.

Утрата герметичности – самая частая причина сбоя в работе канализационной системы.

Возможные решения проблемы: капремонт конструкции после чистки или полный демонтаж резинового колодца с последующим возведением траншеи из новых покрышек.

Скопившийся ил препятствует нормальному дренажу сточных вод, поэтому сборник необходимо регулярно  очищать. Процесс чистки очень трудоемок из-за неровности стенок резервуара

Поглощающий колодец из покрышек целесообразно возводить при выполнении следующих условий:

  • объем сточной жидкости не превышает 1 м.куб/сутки;
  • уровень грунтовых вод на участке находится на глубине от 2-х м;
  • выгребную яму без дна предпочтительно обустраиваться на легких, хорошо дренируемых грунтах (песок, супесок), на тяжелых субстратах (глина) вода склона застаиваться.

Строительство ямы целесообразно для дачного участка, сауны или бани сезонного использования.

Достоинства и недостатки ↑

Создание наиболее комфортного благоустройства в частном доме, коттедже или даче всегда приводит к довольно масштабным хлопотам.

Для кого-то решить такую проблему не составляет особого труда, особенно же если владелец того или иного частного жилья располагает необходимыми для этого средствами и возможностями.

Фото: септик из покрышек

А кому-то нужно все обустраивать самому. Ведь наличие канализационных сооружений на территории частного сектора или садово-огородных товариществ – это, прежде всего, следование правилам санитарии и элементарной гигиены в том числе.

Фото: старые покрышки для устройства септика

Безусловно, как и в любом кустарном производстве какого-либо продукта, техники, так и в самостоятельном строительстве есть свои плюсы и минусы.

Даже профессионалам не всегда удается соблюсти все нормы и правила и произвести все работы досконально и без ошибок, а тем более людям, которые решились взяться за это дело впервые.

И, тем не менее, как говорят, дело мастера боится. А потому, чтобы не допускать хотя бы грубейшие ошибки в монтаже септика из покрышек, нужно знать все достоинства и недостатки таких самодельных канализационных сооружений.

Если вы уже решились сделать септик своими руками, но на данный момент не особо располагаете определенной суммой денег для покупки и монтажа заводского септика, тогда обратите внимание на достоинства септика из покрышек:

  • мизерная или практически нулевая стоимость – если у вас нет возможности достать бесплатно старые покрышки, тогда вы можете их приобрести почти за копейки на любой барахолке или в том месте, где использованные покрышки обычно хранятся. Если у вас хватает старых покрышек, тогда устройство такого септика вам вообще может обойтись практически даром;
  • простота и легкость монтажа – если некоторые заводские септики нужно обязательно устанавливать при помощи еще одной дополнительной пары рук, а то и целой бригады монтажников с привлечением специальной техники (особенно это касается установки железобетонных колец), то в данном случае установку септика из покрышек может совершенно спокойно произвести один человек;

Фото: возможно сделать одному человеку

  • доступность материала – старые покрышки очень легко найти и приобрести;
  • отличная производительность – при правильных расчетах, очень легко добиться производительности септика, которая не будет уступать специализированным заводским септикам.

К недостаткам таких септиков часто относят следующие важные факторы:

  • отлично подходит для обслуживания семей с небольшим количеством постоянно проживающих жильцов до 2-3 человек, в зависимости от размеров септика, а также для дач с сезонным проживанием. Именно поэтому для канализации домов с жильцами более 3 человек септик из старых покрышек не подходит;
  • не подходит для использования в зимний период. Покрышки, как бы их не утепляли, зимой все равно промерзают, что приводит к замораживанию и остановке всей канализационной системы;
  • из-за небольшого объема очистительных камер, септики из покрышек должны регулярно откачиваться – примерно 1-2 раза в сезонный квартал (или любые три месяца, кроме зимних);

Фото: откачка септика из покрышек

  • надежность герметичности соединений сегментов из покрышек всегда будет стоять под вопросом, а потому через каждые полгода следует проверять места соединений на предмет протечек или зазоров, которые образуются от движения камер. Поэтому приходится постоянно возиться с таким септиком, чтобы его не только окачивать, но еще и после каждой откачки снова и снова производить герметизацию;
  • недолговечность септиков из покрышек отмечается в минимальных сроках эксплуатации таких септиков не более 15 лет и то, только при условии надлежащего ухода за конструкцией;
  • время от времени от места расположения септика из покрышек частенько доносится неприятный запах. Правда это неудобство устраняется обычным способом, путем установки фановой вентиляционной трубы;
  • ремонтировать септик из старых покрышек не имеет никакого смысла из-за полной непригодности материала. Поэтому если покрышки разъедаются агрессивными средами канализационных стоков, то проще всего установить новый септик из такого же материала, чем ремонтировать резину старых покрышек;
  • невозможность установки септика из покрышек в грунтах с высоким уровнем грунтовых вод.

Понятное дело, что недостатки таких сооружений, как септик, изготовленный из старых автомобильных шин, превышают его достоинства.

И это еще раз подтверждает, что такие септики целесообразно устанавливать для дач или в тех случаях, когда высока вероятность срочности установки автономной канализации, а средств на дорогое специальное заводское оборудование нет.

Последовательность строительства выгребной ямы из покрышек

Сложно найти более простой и дешёвый способ самостоятельного обустройства выгребной ямы для канализационной системы дома, чем резервуар из старых автомобильных покрышек. Такой материал каждый автолюбитель сможет найти в гаражном автокооперативе, поспрашивав ненужные покрышки у соседей. Если такой возможности нет, то нужно отправиться в ближайший автосервис, где всегда можно приобрести испорченную автомобильную резину за копейки. После того как строительный материал будет подготовлен, вся работа происходит согласно определённой схеме.

  1. В зависимости от предполагаемых среднесуточных объёмов канализационных стоков подбирается количество одинаковых по диаметру автомобильных скатов.
  2. Котлован роется вручную. Для чего можно воспользоваться штыковой лопатой. По диаметру подготавливаемый резервуар должен быть больше на 250 мм, чем покрышки. Если у домовладельца имеется огород, то первые 50 см грунта обычно плодородные и их можно использовать по назначению.
  3. После того как котлован будет подготовлен и его стенки и дно выравненные, засыпается 20 см слой щебня, который качественно утрамбовывается.
  4. На следующем этапе выполняется укладка на дно резервуара первой автомобильной покрышки. Все работы удобнее выполнять с помощником. Прежде чем укладывать первый скат, нужно обрезать его с одной внутренней стороны. Это в первую очередь необходимо для того, чтобы сточные воды не скапливались в покрышке.

Прежде чем укладывать последнюю или предпоследнюю покрышку в зависимости от того, на какой глубине проходят канализационные трубы, с любого удобного края автомобильного ската вырезается отверстие для подключения канализационной системы, идущей от домостроения.

https://youtube.com/watch?v=40DkGhNiAIo

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий