Живопись по сырой штукатурке красками (делаем фреску)

Рисование по сырой штукатурке водяными красками

Смысл данной техники состоит в том, что рисунок наносится на стену еще до высыхания штукатурки. Вначале на поверхность накладываются светлые тона, затем поочередно выполняются более темные, насыщенные и яркие элементы.

Особенности есть и у самой штукатурной массы: при ее изготовлении обязательно используется высококачественная известь, которая гасится водой до прекращения активной химической реакции.

Также для изготовления штукатурки нужна мельчайшая кирпичная крошка — она способна длительно удерживать воду и не сохнуть. Стену тоже готовят особым образом: искусственно создают на ней неровности, чтобы усилить адгезию с материалом. Во время нанесения рисунка поверхность стены регулярно увлажняется, чтобы краски ложились на мокрое основание. После высыхания картинка немного посветлеет, что связано с наличием извести в составе.

Качество готовой фрески будет зависеть от типа поверхности. Например, кирпичная кладка сильно впитывает воду, поэтому высыхание фрески будет быстрым, и без дополнительного грунтования контуры изображения могут потрескаться. На слабовпитывающих основаниях вызывают фреска высыхает медленно, в итоге картина будет смотреться более естественно. Чем больше слоев штукатурки нанесено на поверхность, тем дольше она сохнет.

Технология рисования по сырой штукатурке водяными красками

Методика рисования по мокрому основанию довольно сложна. Она включает следующие этапы работ:

  1. Создание рисунка и подготовка макета в натуральную величину.
  2. Разрезание заготовки на отдельные фрагменты.
  3. Перенесение рисунка на стену, обведение контуров.
  4. Отбеливание основного фона.
  5. Заполнение отдельных сегментов фрески цветом.

Есть и упрощенные варианты выполнения техники. При наличии сноровки и определенного опыта справиться с работой можно даже в домашних условиях. В оригинале же требуется быстрота реакций и точность мазков. Для облегчения задачи макет картинки стоит заранее раскрасить так, как это будет сделано на стене, прописать его тенями.

История метода

Роспись по мокрой штукатурке практиковалась еще в античном Средиземноморье. Некоторые картины, выполненные несколько веков назад, сохранились до нашего времени — их можно увидеть на стенах храмов, старинных зданий. В Древнем Риме живопись по штукатурке украшала дворцы, стены в домах богатых людей, общественные здания. Особенно много фресок было в городах Помпеи, Геркуланума, которые позже оказались засыпанными пеплом Везувия.

В Средние века фрески стали еще более популярными. Благодаря недорогому сырью, которое готовилось из местных минералов, их стали применять повсеместно. Широко прославились итальянские художники, обладавшие огромным мастерством и талантом.

Поскольку краска намертво схватывалась со штукатуркой, она держалась невероятно долго и не тускнела, хотя после высыхания становилась более бледной. Вплоть до XVIII века фреска занимала ведущие позиции в украшении интерьеров, и лишь позже ее вытеснили новые виды искусства.

Суть процесса

После того, как штукатурка на основе песка и извести наносится на стену в несколько слоев, на верхнем выполняется рисунок определенными видами краски. Последние должны быть водорастворимыми, сделанными на основе извести, казеина или силикатов.

Постепенно краски впитываются в штукатурку, окрашивают присутствующую в ней известь (карбонат кальция). В результате картина становится как бы частью стены и не стирается. Удалить ее можно только путем снятия слоя штукатурки.

Фрески в квартире

Фреска относится к разновидности монументальной живописи: ее нельзя снять, как картину, и перевесить в другое место. Чтобы фреска действительно украшала помещение, она должна стать неотъемлемой частью интерьера, гармонируя с остальными его элементами. Именно поэтому нужно заранее продумать дизайн комнаты, определиться с типом картины, которая будет изображена на стене.

Габариты фрески тоже надо расс

Стенная живопись по сухой штукатурке: фрески

Фреска, она же альфрейная роспись, выполняется красками на воде, причем рисуют ими по свежей, еще не схватившейся штукатурке, чтобы та впитала в себя жидкость. На все про все – 10 минут: вот тут то и зарыта собака. Приходится работать вкупе и штукатуру и художнику, пока раствор еще «спелый». Не уложится художник во время, приходится начинать работу заново не ему одному, а обоим.

Современники вкладывают в термин «альфрейные работы» множество приемов, когда приходится декорировать стены: иной раз требуются не картины, а росписи под камень или дерево, да и орнаменты сложные выписывать совсем не просто. Подготовительный этап работ начинается с карандашного эскиза на картоне. Стена тем временем грунтуется десятипроцентным известковым молоком и таким же раствором казеинового клея. Оба слоя наносятся 3 раза, причем каждый слой оставляется до полного высыхания. Как только стена готова, то можно на нее трафарет приложить и припорошить порошком, который насыпается в тампон из марли.

Роспись ведется темпрой на яичном желтке, куда добавляется лак на масле, раствор фенола и льняное масло. Как только состав стал напоминать густую сметану, то он готов к употреблению. Современные мастера заменяют яйца клеевыми и масляными красками, а так же акрил.

Такие фрески вы можете увидеть в православных храмах, хотя первые настенные живописи такого характера появились около четырех тысяч лет тому назад в Древней Греции.

Живопись по сырой штукатурке водяными красками.

Наибольшего расцвета техника фрески или настенная живопись по сырой штукатурке водяными красками получила в эпоху Возрождения Италии. Сначала на сырую штукатурку накладываются светлые тона. Затем последующие более темные и насыщенные слои наносятся поочередно.

Штукатурка под живопись по сырой штукатурке готовится особым способом. В состав ее входит кирпичная крошка, которая долго держит воду и не высыхает. Другим основным компонентом является известь. Берут самую качественную известь, гасят до полного прекращения процесса большим количеством воды.

Чтобы поверхность стены не трескалась, в штукатурку добавляют льняные нити и измельченную пеньку. Они связывают штукатурный раствор.

Стену готовят следующим образом. Создают неровности, углубления для лучшей адгезии раствора со стеной. Старое покрытие и грязь надо обязательно счистить. Поверхность постоянно увлажняется, а раствор наносится минимум тремя слоями.

Технология живописи по сырой штукатурке водяными красками.

Сначала художник создает на бумаге рисунок в натуральную величину. Он разрезается на отдельные фрагменты. Части рисунка прикладывают к поверхности стены или потолка и обводят по контуру.

Основной фон обычно отбеливают известью. Затем каждый обведенный сегмент заполняют цветом. Фреска должна быть написана быстро. Это требует от художника точности мазка.

Чтобы не тратить драгоценное время, пока не высохла штукатурка, мастер должен работать оперативно. Для этого заранее изготавливается рисунок в цвете. Затем наносятся тона и границы цвета. Каждый участок прописывается тенями.

Мастеру придется приноровиться к характеру поверхности. Если под финишной штукатуркой поверхность мало впитывает воду, то высыхание фрески будет медленным. Если внизу кирпичная кладка, которая вбирает воду, то процесс ускорится.

Если штукатурка нанесена 4-7 слоев, сохнуть поверхность будет дольше. Причем, каждый следующий слой должен быть тоньше предыдущего. Если поверхность высыхает, плохо впитывает краску, этот участок срезают, на это место наносят новый состав. Главное, чтобы при этом незаметен был шов.

Суть процесса

Известковая штукатурка, состоящая из гашеной извести и песка, наносится на стенку в несколько слоев, верхний из которых и покрывается живописью. Краски для фрески водорастворимые, готовятся на известковой, казеиновой или силикатной основе. При нанесении на сырую штукатурку они впитываются в нее и по мере схватывания раствора так в нем и остаются, окрашивая карбонат кальция. С точки зрения химии этот процесс выглядит так:

Са (ОН)2 + СО2 = СаСO3 + Н2О,

где Са (ОН)2 — гашеная известь (гидроксид кальция), СО2 — углекислый газ.

Полученная таким образом картина является неотъемлемой частью стены, и смыть ее не получится. Можно лишь закрасить или сбить штукатурку совсем.

Нужна ли фреска в квартире

Фреска является одним из видов монументальной живописи. В отличие от станковой, когда картину вы можете снять и перевесить в другое место, со стенной росписью так не получится.

Изначально любое монументальное искусство было рассчитано на то, что оно является не самостоятельным произведением, а частью всего комплекса. Может быть, это будет грубо сказано по отношению к работе художника, но фреска в квартире станет альтернативой окраске или обоям, только с более высокой стоимостью.

Перед тем как решиться на такое украшение вашей стены (или потолка, если высота позволяет), продумайте композицию, которую вы там разместите. Лучше даже проконсультироваться по этому поводу со специалистом. Дело в том, что понравившаяся вам картинка может совершенно не вписываться в ваш интерьер. То, что хорошо смотрится под куполом собора, совершенно не подойдет для декорирования стены в хрущевке.

Еще один важный момент, о котором хочется предупредить — это квалификация. Чаще всего современные художники не обладают навыками штукатурных работ, а у штукатуров совсем плохо с художественными талантами. Мастера Средневековья владели и тем, и другим, им было проще. У вас есть два выхода из создавшегося положения:

  1. Нанять художника и работать в паре, освоив штукатурные работы.
  2. Попробовать все сделать самостоятельно.

Одно важное предупреждение: если у вас нет никаких знаний о свойствах красок, композиции, светотени, и вообще художественных навыков, не стоит начинать учиться на фреске. Поверьте, это не тот случай

Вы будете загнаны в узкие рамки схватывания слоя штукатурки и, скорее всего, испортите и стену, и материал. Оценивайте свои возможности реально.

Секреты успешного исполнения

Выбрав поверхность для росписи, следует создать эскиз, определив масштаб композиции. Далее – разбить финальный рисунок на квадраты и отобразить на бумаге, с которой изображение будет в дальнейшем переноситься на стену. Этот принцип называется «большого слона надо разделывать».

Поверхность необходимо предварительно подготовить и достичь гладкого эффекта будущего полотна для живописи:

  1. выровнять стены;
  2. убрать остатки от побелки;
  3. избавиться от шероховатостей и затереть неровности.

Главным помощником станет грунтование. В зависимости от выбранной краски можно использовать разные составы: известковый тест или на базе казеинового клея, например.

Следует качественно загрунтовать поверхность, для чего лучше использовать технику в три этапа с просушиванием стены после каждого слоя.

Следующий этап – разметка стены на квадраты. Подручные средства:

  1. уголь, малярный скотч, тонкая нить или бечевка;
  2. линейка.

Наносим изображение

Поверхность готова для воплощения живописи. Первым делом надо обозначить основные контуры и силуэты рисунка. Сделать это можно углем или сепией.

Важно соблюдать пропорции и выдержать гармонию, пользуясь правилом «семь раз отмерь, один отрежь». Не торопясь, лучше постоянно сравнивать и проверять результат переноса рисунка с эскиза на поверхность стены

После нанесения контура начинается самый захватывающий процесс – роспись красками. Художники чаще всего используют мягкие кисти, что помогает избежать повреждения слоя штукатурки.

Важно не затронуть известковое покрытие и избежать варианта смешения его с краской. В противном случае возникает угроза появления белого налета после высыхания

Краску следует наносить тонким слоем, который сможет впитаться в штукатурку и сохраниться на длительное время без риска осыпаться или растрескаться.

Последний слой – покрытие лаком или воском. Роспись готова.

Таким образом, для поклонников оригинальных решений и нестандартного мышления появляется возможность сделать свое пространство уникальным и неповторимым.

Монументальное искусство Востока

Больших высот достигла монументальная живопись в азиатских странах, в первую очередь в Китае, Индии, Японии. Отличные от европейских мировоззрение и религии, философское и эмоциональное отношение к природе нашли отражение в этом виде искусства.

Мастера Востока украшали храмы и жилые строения изображениями природы, фантастическими пейзажами. Создание цветных картин сочеталось с искусством художественной резьбы и инкрустации.

На Востоке станковая и монументальная живопись всегда развивались в тесном контакте. В оформлении интерьеров широко применялись расписные ширмы и свитки.

Техника настенной живописи красками по сырой штукатурке

Сегодня роспись по сырой штукатурке пользуется популярностью везде. Очень часто ее можно увидеть в публичных местах, например, в кафе, ресторанах. Кому-то нравится оформлять ею свое рабочее помещение.

Но, конечно, и в квартирах фрески входят в интерьер, украшая одну главную стену, но создавая общий вид для всей комнаты. Но как же выполняется живопись по мокрой штукатурке?

То, что продается в декоративных лавочках — печать. Настенная штукатурка мочится и мастер, не дожидаясь ее высыхания, начинает наносить на нее рисунок-картину, чтобы краски сами собой расплывались, давали очень легкий, пастельный оттенок.

Но цвета накладываются в определенном порядке, чтобы оттенок в будущем хорошо лег.

Сначала наносится светлый тон (бежевый, светло-розовый), служащий приятной основой для глаз. Следом идут более темные цвета и яркие акценты.

Недостатки росписи стенной живописи по сырой штукатурке

Конкретных недостатков у фрески, которые будут связаны с быстрой порчей, смазыванием или отколупывающимися кусочками декоративной извести от стенки — нет.

Из конкретных минусов можно назвать долгое выполнение самой работы, хотя по сравнению с альсекко она выполняется быстрее и вообще рисовать по сырому холсту всегда легче, линии получаются более уверенные и видимые глазу.

Стенная живопись по сырой штукатурке — дорогое удовольствие. Заказать ее у мастера — не дешево, но оно того стоит.

Картины получаются уникальные, т.к. рисуются вручную, без всяких современных технологий, только карандаш и краски с кисточкой.

Сложность работы исключает то, чтобы за нее брался не профессионал или новичок.

Но для тех людей, кому нечего терять, разрисовывая старую стенку — можно попробовать, потренироваться.

Но техника росписи по сырому полотну действительно в конце получается очень красивой и яркой. 

Как подготовить поверхность стены к работе художника

Подготовка настенного полотна для рисования должна осуществляться на последнем этапе ремонта, если вы его делаете, и когда все пыльные работы остались позади.

Важную роль играет состав штукатурной массы, на которую будет наноситься картина.

Она должна быть изготовлена из высококачественной извести, которая прекрасна будет гаситься, т.е. застывать во взаимодействии с водой. Так краски не потекут.

Также в составе должна присутствовать кирпичная крошка. Она поможет долгое время удерживать воду, не давая ей высыхать.

Какой должна быть сама стена? Здесь вы уже сами решаете. Кто-то предпочитает рисовать на абсолютно ровной поверхности, без единого углубления или неровностей.

Все печатные фрески, продающиеся в магазинах, делаются на полимерной штукатурке.

Вы же будете рисовать на известковой, которая долго сохнет и имеет отличную адгезию (сцепление) с водой — в этом и есть ее смысл. Пока она сохнет — вы ее будете разрисовывать.

Тот, кто решил изобразить композицию на голом кирпиче, обязательно должен промазать стыки между строительным материалом, иначе в будущем краски просто потрескаются и опадут.

А кто-то специально формирует с помощью декоративки небольшие неровности, обуславливая это хорошей адгезией рабочего материала с водой.

К тому же, работа на стене будет выглядеть более объемной. 

Перед тем, как сделать первые мазки — полотно несколько раз увлажняется, ведь вся техника заключается в нанесении краски на сырую штукатурку.

Иногда для полного промокания требуется нанести 3 слоя водяного раствора.

Пока стенное полотно сырое, краска будет становиться с ним единым целым, что в конечном счете повлияет на ее долговечность.

Именно благодаря этому такой вид живописи сохранился по всему миру.

Если штукатурная известь начала подсыхать во время нанесения — берется губка с водой (или спрей) и поверхность смачивается несколько раз. Главное — не задеть уже прорисованные места, чтобы палитра не потекла.

Известковая штукатурная смесь имеет приятный светло-бежевый оттенок.

Поэтому все светлые части рисунка просто остаются незакрашенными.

После конца в работе, прорисовки каждой части, растяжки цвета — художники переходят к нанесению защитного покрытия.

К этому этапу нужно относиться серьезно. Покрывается она натуральным пчелиным воском или финиш лаком для декоративки.

Но с лаком работать сложнее. Из-за неопытности свою картину можно просто испортить, т.к. бывают типы лаков, которые просто белят поверхность.

В самом конце работы нанесенный портрет (картина) посветлеет, это связано с высыханием воды и из-за извести в составе декоративки.

Нанесение декоративной штукатурки

Можно выполнять картины из декоративной штукатурки своими руками. Они размещаются на стенах и на потолочном перекрытии квартиры. Для работы понадобятся:

  • уровень;
  • отвес;
  • шпатели разные;
  • терка;
  • мастерок;
  • правило;
  • инструмент для нанесения рельефа.

Художественную штукатурку своими руками накладывать на поверхность можно таким образом:

  • поверхность смачивается чистой водой;
  • шпателем набрасывается немного штукатурки на стену;
  • после заполнения всего участка раствор выравнивают теркой;
  • с помощью уровня контролируется правильность нанесения раствора.

На поверхности из дерева предварительно набивается дранка, выполняющая роль облицовки. Ее ячейки равны 4х4 см. Перед нанесением материала они смачиваются водой. В некоторых случаях дранку для экономии времени заменяют сеткой. Она может быть выполнена из различных материалов: из стали, меди, оцинкованного железа, пластика, крученой проволоки. Штукатурка накладывается обычными способами. Если планируется нанести панно из декоративной смеси на участок стены или потолка, нет необходимости выравнивания последнего слоя. Но больших бугров или впадин на поверхности не должно быть.

Чтобы получить картины из штукатурки, нужно иметь определенные инструменты. Самый распространенный из них — это валик, на котором имеется уже простейший рисунок или рельеф. Его смачивают в воде и прокатывают по оштукатуренному участку. Если после высыхания стены применить еще и окраску, можно получить прекрасное панно из штукатурки.

Следующий инструмент для получения рельефа — это трафарет. Он может быть выполнен в виде штампов, гребенок. Рисунок наносится примерно таким же образом, как и валиком. Но нельзя называть эти инструменты единственными. Рисунок на штукатурке вполне можно создать руками, целлофановым пакетом или поролоновой губкой. Поверхность при этом должна быть обязательно сырая. Художественная штукатурка стен может производиться с помощью применения особых составов, которые сами собой оставляют на поверхности свой рисунок. Штукатурный состав короед имеет рисунок в виде следов, оставленных одноименным жуком. Такие узоры прекрасно смотрятся на стенах, проявляют особую устойчивость к температурным перепадам, условиям влажности, механическим воздействиям.

Рельефные картины на стене оставляет мраморная штукатурка. Этот способ обладает следующими особенностями:

  • высокой прочностью и долговечностью;
  • пожаробезопасностью;
  • устойчивостью к проявлениям окружающей среды.

Очень часто используется отделка поверхностей под шубу. Делается она методом набрызга с применением щетки или веника. В результате на стене образуется определенная картина или панно из декоративной штукатурки. Любой из вышеперечисленных способов может использоваться на наружных и внутренних поверхностях стен. Это не будет являться живописью на стене, но своими руками создать подобное довольно просто.

Фреска или альсеко?

Искусство росписи по сырой штукатурке появилось еще в античном Средиземноморье. Дешевые краски делали из минерального сырья, разводились водой, и быстро были готовы к использованию. Но прежде чем рассказать, какой путь прошла фреска, следует разобраться в понятиях.

Фреска – это роспись именно водяными красками по сырой штукатурке: чтобы появился рисунок, нужно взять специальную пластичную массу из песка, гашеной извести и кирпичной пыли. В такую смесь могут добавляться пенька либо нити льна, это делают для долговечности изображения, его укрепления. Вместе с этими добавлениями картинка не растрескается и не раскрошится.

Альсекко – это роспись красками по сырой штукатурке. Здесь используются красящие составы на основе клея, сырых яиц и воды. Такие составы дают возможность получения стойкого изображения, не боящегося неблагоприятных внешних факторов.

То есть, различие между двумя видами росписи отличается в том, сырая или твердая штукатурка используется как расписываемая поверхность. В случае с альсекко расписывается уже высохшая штукатурка. И дает методу преимущество: выигрывает художник в темпе, потому как данный вид позволяет за один рабочий день расписать большую площадь поверхности.

А очевидный минус альсекко – не такая завидная долговечность, как у фрески. В целом же эти две технологии схожи, их часто путают. Работа, и та, и другая, имеют много общего, да и внешний эффект примерно один и тот же.

Технология нанесения росписи

Художественная роспись стен своими руками осуществляется по следующей технологии:

  • подготовка поверхности под роспись;
  • приготовление штукатурного раствора;
  • нанесение штукатурки на поверхность;
  • художественная роспись потолков, стен и других поверхностей;
  • покрытие фрески воском.

При художественной росписи по штуктурке важно совпадение вкуса заказчика со стилем и техникой исполнителя

Подготовка основания

Чтобы подготовить поверхность потолка или стен, следуют простой технологии:

  • основание очищают от старого покрытия, загрязнений, пыли;
  • бетонные поверхности покрывают насечками, используя болгарку, в кирпичных стенах расчищают швы и делают неровности. Сделать стену шероховатой можно перфоратором, зубилом и молотком.

Готовим раствор

Известковая штукатурка готовится следующим образом:

  • известь гасят большим количеством воды и оставляют смесь настаиваться;
  • готовят наполнитель: дробят красный кирпич, промывают крупный речной песок, измельчают волокна льна или пеньку;
  • наполнитель и известковую смесь тщательно размешивают;
  • проверяют правильность соблюдения пропорций. Для этого в состав окунают и вытаскивают шпатель – если металл будет чистым, смесь готова.

Нанесение штукатурки на стены

Чтобы оштукатурить стены, домашнему мастеру необходимо:

  • тщательно намочить основание перед нанесением первого слоя штукатурки;
  • нанести тонкий слой состава на стену, разровнять и дать просохнуть;
  • смочить водой высохший первый слой и нанести поверх него второй слой;
  • убрать образовавшийся налет извести, увлажнить поверхность и нанести третий слой штукатурки.

Сложность данной техники в том, что рисунок должен быть нанесен быстро, до высыхания штукатурки

Роспись поверхностей

Роспись потолка и стен проводят поэтапно:

  • на штукатурку наносят эскиз и контуры будущего рисунка;
  • используя водяные краски, сначала наносят светлые тона на штукатурку, затем берут переходные и темные тона;
  • корректировка и детализация рисунка происходит в обратной последовательности – сначала наносят темные тона, после чего берут светлые.

Техника росписи по сухой штукатурке

Сухая фреска отличается меньшей долговечностью, чем «мокрая», а ее рисунок получится белесым. Перед нанесением рисунка сухую штукатурку затирают пемзой и увлажняют водой за час до росписи, после чего наносят рисунок и покрывают воском.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий