Плоскорельефная резьба по дереву + эскизы и орнаменты

Нанесение рисунка на фанеру

Перенос рисунка с чертежа на обрабатываемый материал, может стать весьма хлопотной задачей, если полагаться только на свои художественные навыки. Благо, существует несколько простых способов, как нанести контур на фанеру не прибегая к ручному вырисовыванию. Первый способ достаточно аккуратен и прост, но требует наличие копировальной бумаги. Кладем копирку графитовой стороной на фанеру, свершу прикладываем шаблон и обрисовываем все линии. Обычно копирка продается упаковками от 50 шт. в канцелярских товарах, по средней цене в 150 рублей.

Второй вариант подразумевает приклеивание чертежа к фанере на клей или двухсторонний скотч. После выпиливания, скотч достаточно будет легонько отклеить, но если вы использовали клей, то поверхность придется пройтись мелкозернистой наждачной бумагой. Последний, самый бюджетный способ, который позволит Вам выпилить лобзиком трафареты, не покупая копировальную бумагу, двухсторонний скотч или клей. Здесь все предельно просто. Берем обычные маникюрные (или просто маленькие) ножницы и вырезаем в нашем трафарете контур будущего изделия. Далее просто прикладываем трафарет к материалу и обрисовываем карандашом каждый элемент. Для большего удобства, рекомендуется на время вырисовывания прикрепить лист к фанере изолентой или скотчем. статья из рубрики Рейтинг

80

Ручные инструменты Самоделки и поделки Столярные инструменты (по дереву)

Сохраните эту страницу в своей соц. сети и вернитесь к ней в любое время.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Удивительные животные

Для работы потребуются следующие инструменты и материалы:

  • Древесина;
  • Наждачная бумага;
  • Эскиз по которому будет происходить резьба;
  • Инструменты для резьбы;
  • Лак;
  • Кисть для покраски;
  • Копировальная бумага;
  • Черный карандаш.

Пошаговая инструкция по изготовлению картины.

В первую очередь выравниваем древесину. Для этого берем наждачную бумагу и начинаем зашкуривать. После того как древесина полностью готова, перерисовываем рисунок. Для этого находим необходимую картинку в интернете и распечатываем. Переводим с помощью черного простого карандаша.

Начинаем резьбу. В данном случае убирается три слоя, тем самым картина приобретает объемный внешний вид.

Вот, что должно получиться.

Чтобы картина приобрела интересный внешний вид, предлагаем сделать рамку для нее, тоже из дерева. После того как рамка будет готова, вставляем нашу картину и можно вешать на стену.

Данный вид работы подойдет и для начинающих резчиков. При работе не забывайте соблюдать технику безопасности.

После перейдем к подготовительному этапу

Как произвести подготовку основы и начать работы

По большей части резьба по древесине для начинающих является довольно трудной работой, которая требует определенных знаний и навыков

Для того, чтобы сделать все правильно, важно уметь использовать необходимые инструменты. Обработку основания начинают с работ по подготовке дерева под резьбу

Для начала требуется его выстрогать, а если фон выполнен из древесины светлого оттенка, то это все делают при помощи рубанка. А для темного композиционного фона заготовку тонируют. Для того, чтобы получить блестящую древесную поверхность лакокрасочным материалом, в таком случае используют черный цвет, а по окончанию просыхания производят полирование политурой.

При применение всевозможных красителей, к примеру, туши, темперы, акварели, протравы и остальных похожих красителей, поверхность будет оставаться матовой или ее покрывать светлым лакокрасочным материалом и полируют. Для закрепления заготовку нужно обязательно зажимать в верстаке. Для этого воспользуйтесь зажимами станка или державками (дощечки. Которые будут охватывать и удерживать заготовку). Плоскорельефная резьба по дереву дает возможность выполнять растительные узоры, а также барельеф птицы, животного или человека.

Когда выполняется резьба по поверхности древесины, рисунки требуется выбирать из специализированных журналов, книг или даже альбомов. Для грамотного изготовления орнамента его переносят, используя копирку или кальку.

Лучше для начала использовать прозрачную бумагу, которую требуется расчертить на маленькие квадратики. Их габариты будут зависеть от размера оригинального узора.

На одной из сторон получают 50% изображения, перегибают и получается цельным. На деревянную заготовку его можно переносить любым из имеющихся способов. Главное, чтобы все свободные детали от прорезной резьбы размещались в месте, с необычной текстурой. А при остальных размещают элементы для обрамления, а узорчатые контуры обязательно должны совпадать с волоконным направлением.

Техника выполнения

Главным инструментом является нож, который требуется зажимать в кулаке, при этом лезвием к себе. Придавая определенное усилие, им проводят по орнаменту. По отношению к доске нож расположен чуть под наклоном, и так делают надрезание. После этого требуется сделать подрезку. Для этого требуется держать ножик в том же положении, но рука будет наклонена в иную сторону. Прикладывая усилие, требуется сделать подрезание уже сделанного контура.

Это четко действует для отделения соломки. Она обязательно должна сразу отделиться от заготовки. В противном случае все требуется делать заново, но придется вырезать куда глубже. Для вырезания канавки контурного типа инструмент требуется держать двумя руками

При необходимости ножом важно вырезать и окружности

Для завитков применяется полукруглая стамеска. Ее требуется углублять на 0.3-0.4 см в древесину и повернуть кисточку, прокручивая все вокруг оси. Это делается до того времени, пока не начнут замыкаться в линии. Это весьма интересное занятие, и главное разобраться, что к чему, тогда все получится. По большей части художественная резьба по древесине, фото работ которой можно отыскать в книгах, журналах и прочих изделиях, красиво и древнее ремесло. На данный момент все возрождается и есть много отличных, современных мастеров дела.

Подготовка к работе

Для первого урока нужна дощечка размером 170 на 110 мм и толщиной 2 см. Эскизы для этой работы будут приведены ниже. Поверхность доски нужно отшлифовать шкуркой. Теперь используя линейку и простой карандаш расчертим всю поверхность дерева клетками по 5 см.

Узоры для резьбы по дереву

Потом рисуем все фигурки, как показано ниже на рисунке. Всего получилось 7 фигур: сколышки, ромбы, витейка, пирамидка, звездочки, квадратики и розетка. Из этих фигур потом можно складывать новые узоры. Фотография, на которой видно какие композиции можно составить из одних элементов, как смотрится композиция после обработки и покраски древесины.

Подготовка заготовки из дерева

Нужно отпилить от куска древесины досточку нужных размеров. Для первого раза достаточно взять небольшое полотно с толщиной в 2 см.

Поверхность нужно отшлифовать наждачной бумагой. Сильно затирать не стоит – достаточно убрать мелкие сколы и занозы. Удаление таких дефектов позволит легко скользить инструменту по поверхности. Дополнительно на руках не останутся занозы.

Подготовка поля

Ровную гладкую поверхность нужно расчертить. С помощью линейки и карандаша поделить всю площадь на клеточки со стороной в 5 см. Параметры клеток зависят от величины узора и его «подробности».

READ Кап и сувель что это и как отличаются?

Расчертить заготовку по всему периметру. Каждая ячейка станет основой для формирования элемента будущего орнамента.

Создание эскиза узора

Проходя между ячейками, формируется узор, который в дальнейшем будет вырезаться ножом. Можно использовать такой, как представлен выше, или более сложный – все зависит от уровня мастерства мастера.

В более сложных версиях орнамента используются плавные изогнутые линии.

Интересный орнамент

Для работы потребуется:

  • Древесина или изделие, которое желаете украсить;
  • Набор инструментов для резьбы;
  • Простая линейка;
  • Черный простой карандаш;
  • Наждачная бумага.

Пошаговая инструкция по выполнению работы:

Заготовленную древесину необходимо зашкурить для полного выравнивания. Теперь переходим к нанесению рисунка. Для этого возьмем карандаш и линейку, рисуем прямоугольник, внутри которого будут располагаться квадраты в размере 2 штук, а в них проводим диагонали.

Дальше необходимо соединить середины каждой из сторон квадратов так, чтобы линии пересекались с пересечением диагонали в одной общей точке. В итоге должно получится так: каждый из квадратов должен иметь 8 треугольничков.

Теперь приступаем к резьбе. Берем в руки косяк, угловую его часть устанавливаем в середину одного из полученных треугольничков так, чтобы лезвие инструмента соединяло центр с прямым углом самого треугольника. Таким образом делаем разрез. Вот, как должно у вас получиться:

После соединяем середину со вторым углом в треугольнике.

Следующая линия соединяет последний угол и центральную точку. В этот раз одним действием не обойтись, потому что сама линия очень длинная. Обязательно следите за своими движениями и за тем, как располагаются ваши руки. При работе локоть руки должен стоять на столе и ни в коем случае не отрываться. В противном случае можно навредить себе или испортить свою работу.

После производим надрез угол, которого будет состоять 45 градусов. Данное действие соединяет все углы треугольника и серединку.

Таким же образом вырезаем и второй треугольник. Вот, как должно получиться:

Аналогичным образом вырезаем весь рисунок.

На этом мастер-класс подошел к концу. Предлагаем ваше вниманию более детально разобраться с данным видом резьбы, посмотрев видео-уроки. Они помогут вам более детально разобраться в данном вопросе.

Резьба по дереву

Плоскорельефная резьба

Плоскорельефная резьба широко распространена в домовой резьбе. Получаемое изображение находится на одной плоскости, а рельеф резьбы, различный по рисунку и композиции, выявляется путем выбирания или углубления фона вокруг какого-либо элемента резьбы или орнамента (рис. 185).

Такой вид резьбы дает возможность резчику выполнять различные композиции с растительными орнаментами, изображениями животных, птиц и человека. Однако техника работы довольно трудоемкая, требует определенного мастерства и опыта, а также наличия разнообразного резчицкого инструмента.

Рис. 185. Плоскорепьефная резьба: 1 – наличник; 2, 3 – орнаментальные полосы; 4 – панно

Плоскорельефная резьба имеет несколько разновидностей по технике выполнения (рис. 186): с заоваленными контурами, с подобранным (выбранным) фоном, с подушечным фоном.

Рис. 186. Разновидности плоскорельефной резьбы: а – с заоваленным контуром: б – с подобранным (выбранным) фоном: 1 – чвканка фона; 2 – порезки уголком; 3 – порезки полукруглыми стамесками; в – с подушечным фоном

Резьба с заоваленными контурами является наиболее простым видом плоскорельефной резьбы. По технике выполнения она напоминает контурную резьбу, так как контур рисунка состоит из двухгранных выемок. Работа выполняется стоя. Процесс резьбы начинается с надреза по контуру рисунка (рис. 187). Надрез может быть сделан косячком или краем отлогой стамески почти вертикально, затем следует подрезка со стороны фона. Для работы подбирают такие стамески, чтобы можно было надрезать и подрезать криволинейные формы орнамента одним движением по направлению строения слоя древесины.

Рис. 187. Техника выполнения плоскорельефной резьбы с заоваленными контурами (стрелками показано направление движения инструмента): а – надрезание; б – подрезание; в – заоваливание контура орнамента

После подрезки приступают к заоваливанию грани со стороны элемента орнамента с таким расчетом, чтобы эта грань закруглилась круче, чем подрезка на границе с фоном. Получается рельефное изображение с плавными мягкими заоваленными линиями без резких теней.

При выполнении крупного орнамента с углубленной выемкой для облегчения работы можно использовать стамески-уголки, клюкарзы-уголки, а также полукруглые стамески. Делать выемки можно с помощью киянки, направляя стамеску ударами. Выемка в этом случае должна проходить с внешней стороны орнамента на расстоянии нескольких миллиметров от линии рисунка. Получив выемку, продолжают резьбу (заоваливают), как указано выше.

Резьба с подобранным (выбранным) фоном (рис. 188). Выполняется так же, как и резьба с заоваленными контурами. Фон выбирается на определенную глубину и ширину в зависимости от характера рисунка и необходимости придать ему особую выразительность. Фон внутри можно заполнить также профильными порезками или зачеканить. Это сделает резное изображение еще более оригинальным и создаст определенный зрительный эффект.

Рис. 188. Техника выполнения плоскорепьефной резьбы с подобранным (выбранным) фоном: а – надрез: б – подрезки; в – выборка и зачистка фона и вертикального края контура; г – заовапиванио контура

Техника выполнения плоскорельефной резьбы. По контуру рисунка делается надрез с небольшим наклоном от линии рисунка в сторону фона. Такой наклон дает возможность защищать край орнамента от случайных порезок при выборе фона. В конце работы нужно надрезать его вертикально, точно по линии рисунка, а затем уже обработать край контура украшения. После надреза по контуру делают подрезку. Подрезка выполняется на заданную глубину, одинаковую по всей плоскости орнамента. После подрезки приступают к выборке фона прямыми, полукруглыми, отлогими стамесками или стамесками-клюкарзами – гладкими или профилированными, в зависимости от того, каким задуман фон.

При зачистке фона важно учитывать направление слоев древесины, чтобы не было задиров. Резьбу по твердым породам выполняют с помощью киянки

Резьба с подушечным фоном отличается от предыдущих видов тем, что фон нигде не остается плоским. Рисунок круто заоваливают со стороны контура и более отлого – со стороны фона, который по форме напоминает подушечки.

В технике плоскорельефной резьбы подушечный фон делает изображение наиболее насыщенным, живописным (рис. 189), а резьба с заоваленными контурами выглядит более строго, графично.

Рис. 189. Техника выполнения плоскорельефной резьбы с подушечным фоном (стрелками показано направление движения инструмента): а – надрез по контуру: б – подрезка к вершине фона: в – заоваливание фона и контура орнамента

Резьба по дереву

Плоскорельефная резьба

Плоскорельефная резьба широко распространена в домовой резьбе. Получаемое изображение находится на одной плоскости, а рельеф резьбы, различный по рисунку и композиции, выявляется путем выбирания или углубления фона вокруг какого-либо элемента резьбы или орнамента (рис. 185).

Такой вид резьбы дает возможность резчику выполнять различные композиции с растительными орнаментами, изображениями животных, птиц и человека. Однако техника работы довольно трудоемкая, требует определенного мастерства и опыта, а также наличия разнообразного резчицкого инструмента.

Рис. 185. Плоскорепьефная резьба: 1 – наличник; 2, 3 – орнаментальные полосы; 4 – панно

Плоскорельефная резьба имеет несколько разновидностей по технике выполнения (рис. 186): с заоваленными контурами, с подобранным (выбранным) фоном, с подушечным фоном.

Рис. 186. Разновидности плоскорельефной резьбы: а – с заоваленным контуром: б – с подобранным (выбранным) фоном: 1 – чвканка фона; 2 – порезки уголком; 3 – порезки полукруглыми стамесками; в – с подушечным фоном

Резьба с заоваленными контурами является наиболее простым видом плоскорельефной резьбы. По технике выполнения она напоминает контурную резьбу, так как контур рисунка состоит из двухгранных выемок. Работа выполняется стоя. Процесс резьбы начинается с надреза по контуру рисунка (рис. 187). Надрез может быть сделан косячком или краем отлогой стамески почти вертикально, затем следует подрезка со стороны фона. Для работы подбирают такие стамески, чтобы можно было надрезать и подрезать криволинейные формы орнамента одним движением по направлению строения слоя древесины.

Рис. 187. Техника выполнения плоскорельефной резьбы с заоваленными контурами (стрелками показано направление движения инструмента): а – надрезание; б – подрезание; в – заоваливание контура орнамента

После подрезки приступают к заоваливанию грани со стороны элемента орнамента с таким расчетом, чтобы эта грань закруглилась круче, чем подрезка на границе с фоном. Получается рельефное изображение с плавными мягкими заоваленными линиями без резких теней.

При выполнении крупного орнамента с углубленной выемкой для облегчения работы можно использовать стамески-уголки, клюкарзы-уголки, а также полукруглые стамески. Делать выемки можно с помощью киянки, направляя стамеску ударами. Выемка в этом случае должна проходить с внешней стороны орнамента на расстоянии нескольких миллиметров от линии рисунка. Получив выемку, продолжают резьбу (заоваливают), как указано выше.

Резьба с подобранным (выбранным) фоном (рис. 188). Выполняется так же, как и резьба с заоваленными контурами. Фон выбирается на определенную глубину и ширину в зависимости от характера рисунка и необходимости придать ему особую выразительность. Фон внутри можно заполнить также профильными порезками или зачеканить. Это сделает резное изображение еще более оригинальным и создаст определенный зрительный эффект.

Рис. 188. Техника выполнения плоскорепьефной резьбы с подобранным (выбранным) фоном: а – надрез: б – подрезки; в – выборка и зачистка фона и вертикального края контура; г – заовапиванио контура

Техника выполнения плоскорельефной резьбы. По контуру рисунка делается надрез с небольшим наклоном от линии рисунка в сторону фона. Такой наклон дает возможность защищать край орнамента от случайных порезок при выборе фона. В конце работы нужно надрезать его вертикально, точно по линии рисунка, а затем уже обработать край контура украшения. После надреза по контуру делают подрезку. Подрезка выполняется на заданную глубину, одинаковую по всей плоскости орнамента. После подрезки приступают к выборке фона прямыми, полукруглыми, отлогими стамесками или стамесками-клюкарзами – гладкими или профилированными, в зависимости от того, каким задуман фон.

При зачистке фона важно учитывать направление слоев древесины, чтобы не было задиров. Резьбу по твердым породам выполняют с помощью киянки

Резьба с подушечным фоном отличается от предыдущих видов тем, что фон нигде не остается плоским. Рисунок круто заоваливают со стороны контура и более отлого – со стороны фона, который по форме напоминает подушечки.

В технике плоскорельефной резьбы подушечный фон делает изображение наиболее насыщенным, живописным (рис. 189), а резьба с заоваленными контурами выглядит более строго, графично.

Рис. 189. Техника выполнения плоскорельефной резьбы с подушечным фоном (стрелками показано направление движения инструмента): а – надрез по контуру: б – подрезка к вершине фона: в – заоваливание фона и контура орнамента

Советы по выбору древесины

Профессионалы разделяют древесину на 3 вида:

  • мягкая;
  • твердая;
  • сверхтвёрдая.

Начинающим следует отдать предпочтение первым 2 вариантам. Мягкая древесина податлива. От неё легко отрезать мелкие части, формируя красивые узоры. С твёрдыми материалами работать чуть сложнее, но они более долговечны. Фигурки, сделанные из такой древесины, не рассыхаются со временем и не лопаться.

Легко работать со следующими видами дерева:

  • ель;
  • каштан;
  • пихта;
  • сосна;
  • ива;
  • липа;
  • тополь;
  • ольха;
  • бук;
  • берёза;
  • осина;
  • ясень;
  • вяз.

Из сверхтвёрдых древесных пород изготавливают дорогую и качественную мебель. С этим материалом тяжело работать вручную, для обработки чаще используются габаритные станки, поэтому для резьбы такая древесина не подойдёт.

Древесина

Чтобы качественно выполнить работу и упростить процесс резьбы, стоит изначально выбрать подходящую древесину. Каждый сорт дерева имеет особенные свойства, которые могут стать актуальными при изготовлении конкретного узора:

  • Твердые породы деревьев выбирают для обработки профессионалы с большим опытом работы. Создавать узоры на такой основе сложно, но результат оправдывает приложенные усилия.
  • Самые твердые породы сложные в обработке даже для специалистов. Такой вариант выбирают обычно в крайних случаях, если изделие должно обладать высокими эстетическими свойствами.
  • Мягкая древесина из липы, сосны или ольхи станет отличным плацдармом для начинающего мастера. Работать с материалом просто. Элементы резьбы получаются ровными и аккуратными даже без особых усилий.

Липа является самым популярным типом древесины и у профессионалов. Древесные волокна формируют красивый узор на основе, основа не раскалывается в процессе работы. Работа с сосной может усложниться, если волокна начнут раскалываться под стамеской. Оптимальным вариантом станет осина.

Этапы работ по дереву

Резьба по дереву (картинки с изображениями разных технологий помогут начинающим понять, как правильно работать с древесиной) всегда начинается с идеи. Мастер придумывает узоры и делает схематичный набросок на бумаге, который потом переносит на деревянную поверхность с помощью простого карандаша или маркера.

Затем он вырубает грубый узор, потом срезает углы и делает линии плавными. Обрабатывает фон, шлифует все детали и покрывает готовое изделие лаком.

Далее в статье можно прочесть описание этапов работы в разных техниках.

С домовой резьбой

Резьба по дереву (картинки нужны для верного представления основ технологии) этого типа схожа со сквозной техникой. Мастер делает сквозные пропилы в заготовке, полностью удаляет фон и оставляет только ажурные узоры. Такой резьбой украшают наличники окон, дверные проёмы и крыши домов.

Работа осуществляется в 3 этапа:

  1. Выбор стиля. Все узоры должны гармонировать между собой, поэтому мастер сначала выбирает подходящие трафареты. Затем переносит их на заготовки.
  2. Фон удаляется при помощи дрели и лобзика. Орнамент вырезают вручную стамесками и ножами.
  3. Готовую работу шлифуют и покрывают лаком.

Для домовой резьбы выбирают древесину твёрдых пород. Она не склонна к гниению и расслаиванию, поэтому способна прослужить более 20 лет.

Резной декор по дереву с объёмной резьбой

Резьба по дереву (картинки отображают порядок действий при работе) с выпуклыми узорами осуществляется в 6 этапов.

Их можно рассмотреть на примере изготовления крупной броши с изображением гор:

  1. Мастер вырезает круглую заготовку и переносит на неё эскиз.
  2. Используя ножи и стамески, он вырезает небольшие углубления по нарисованным контурам.
  3. С помощью специального ножа резчик придает узорам округлые очертания, убирает острые углы и засечки.
  4. Шлифует изделие, используя наждачную бумагу разной зернистости и абразивную губку.
  5. Раскрашивает изделие красками.
  6. После полного высыхания обрабатывает поделку восковой мастикой.

Для таких работ подходит древесина мягких пород. На ней проще создать плавные контуры и выпуклые элементы.

С геометрической резьбой по дереву

Резьба по дереву (картинки помогут правильно сделать разметку) с геометрической резьбой довольно простая в исполнении. Больше всего времени уходит на создание эскизов и разметку.

На примере изготовления шкатулки, можно рассмотреть 5 основных этапов работы:

  1. Сначала нужно продумать расположение и форму узоров на каждой стенке шкатулки, а также на крышке. Потребуется составить схематический чертёж.
  2. Затем изделие разлиновывают, рисуют ровные клетки со всех сторон.
  3. По клеткам составляют задуманный узор.
  4. Начиная с краёв, двигаясь к центру, узор нужно вырезать на каждой стороне шкатулки.
  5. В конце изделие шлифуют наждачной бумагой. Периодически сметая крошки специальной щеткой.

Изделия, которыми будут активно пользоваться, мастера покрывают лаком. Можно выбрать бесцветное покрытие или цветное, имитирующее натуральные оттенки других древесных пород.

С прорезной

Это сквозная резьба, где фон полностью удаляется с помощью лобзика, а узор остаётся.

Работа осуществляется в 4 этапа, которые можно рассмотреть подробнее на примере изготовления подставки для книг:

  1. Мастер подбирает эскиз, переносит его на бумагу и наклеивает поверх деревянной заготовки.
  2. Дрелью сверлит отверстия. Куда будет вставляться полотно лобзика. Затем выпиливает узор, удаляя фон.
  3. Шлифует изделие наждачной бумагой разной зернистости.
  4. Соединяет части подставки при помощи клея и покрывает цветным лаком.

Для изделий с прорезными узорами рекомендуется использовать древесину твёрдых пород.

Модели оружия

Детализированные и сложные модели огнестрельного оружия из фанеры, станут привлекательным элементом декора и отличной тренировкой по выпиливанию лобзиком. Изделия имеют сборное строение и представляют собой объемные модели. Изготовление деталей требует определенного опыта, так как даже небольшие неровности повлияют на прочность поделки.


Представленные ниже трафареты оружия для выпиливания лобзиком, рассчитаны на работу с тонкой фанерой (2-3 мм). Перед началом работы, убедитесь, что толщина вашего фанерного листа, равна высоте паза в оружии, на распечатанном шаблоне. Если толщина материала будет больше или меньше, собрать модель не удастся.Beretta

M19 BULDOG

Carbine 15

Инструменты для работы

В магазинах можно приобрести различные профессиональные инструменты, многофункциональные станки по обработке дерева. Они значительно облегчают работу, пользоваться ими удобно и безопасно. Однако уметь обращаться с ручными инструментами важнее. Каждый начинающий резчик по дереву должен научиться работать простыми стамесками, пилами и рубанками.

Эти навыки помогут в дальнейшем:

  • быстрее освоить профессиональные станки;
  • исправлять неточности;
  • вытачивать миниатюрные узоры.

В наборе может быть хороший нож, но плохие стамески, поэтому лучше приобретать каждый инструмент по отдельности и собрать по-настоящему полезный комплект, который прослужит несколько лет.

Самый важный инструмент для работы с деревом – это пила. С её помощью от цельного бруска можно отделить ровные куски нужного размера.

Подойдут:

  • ножовка;
  • лучковая пила;
  • лобзик.

Желательно приобрести несколько видов пил с разными размерами зубцов. За состоянием полотен нужно тщательно следить. Пилы должны быть всегда остро заточенными, а полотно хорошо натянутыми.

Ещё следует приобрести рубанок. Начинающему мастеру можно купить ручной инструмент с режущей поверхностью средней ширины. Когда прибавиться опыт, потребуется фуганок и цикли. Они нужны для более тщательного выравнивания деревянных поверхностей.

Для работы с мелкими деталями нужны стамески. В наборе должны быть инструменты с широкими заострёнными краями, а также узкие и тонкие. Лезвия бывают прямыми или скошенными. Они всегда должны быть острыми, поэтому стамески придётся точить часто. Для этой цели можно использовать наждачную бумагу или специальный станок.

Работать тупыми инструментами опасно, потому что лезвие не будет входить в древесину так глубоко, как требуется. Это увеличивает риск «соскакивания» инструмента, что чревато для резчика. Он может получить серьёзную травму. К тому же резьба, выполненная таким инструментом, получится кривой, а работа займет больше времени и сил.

В таблице можно рассмотреть, какие ещё инструменты могут потребоваться и для чего:

ИнструментПредназначение
Ручная дрельСверлить сквозные отверстия и небольшие углубления
Ножи разных размеровСтёсывать небольшие куски древесины, стругать маленькие детали
Маленький топорСрубать мелкие сучки и делать засечки
Наждачная бумага разной зернистостиШлифовать изделия
СтрубцинаНадежно крепить обрабатываемую поверхность на столешнице

Существует множество других инструментов для резьбы по дереву. Когда начинающий мастер наберётся опыта, он самостоятельно сможет определить, каких стамесок, ножей или пил ему не хватает и чем удобнее работать.

Материалы для выполнения работ и разновидности резьбы

Для начала предлагаем вам рассмотреть, какие древесные породы можно применять для такого необычного и в то же время уникального занятия. Для тех, кто только начинает обучение, стоит использовать мягкие древесные породы.

Для того, чтобы заниматься треугольно-выемчатой резьбой, требуется обязательно обзавестись:

  •  Линейкой и ножом-косяком.
  • Ластиком и циркулем.
  • Стамеской (полукруглой и круглой, с шириной по 2 см) и карандашом.
  • Струбниной для зажима деревянной заготовки.
  • Рубанком и электрическом лобзиком.
  • Спиральными и перовыми сверлами, ножовкой.
  • Электрической дрелью и напильниками.

Есть такие разновидности резьбы:

  1. Плоскорельефная – в ней предполагается размещение фона и узора в единой плоскости. Паргори и абрамцево-кудринская резьба являются ее разновидностями.
  2. Пропильная – в какой-то мере является продолжением первой, потому что изображение выпиливают при помощи электрического лобзика и украшением является сетка.
  3. Прорезная – ее используют для плоских элементов, а определенные фоновые участки и вовсе удаляют.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий