Сфера применения
Первоначально основным назначением данного инструмента являлось максимальное упрощение процесса поиска идеального цветового решения в сфере живописи. Позже этот инструмент поиска сочетаемости оттенков перекочевал в иные области, включая и ее величество моду.
Применение инструментов колористики в моде для создания гармоничных образов.
Все представители творческих профессий (фотографы, модные стилисты, визажисты) активно применяют в своей работе круг Йоханнеса Иттена и других создателей подобных схем.
В целом палитра цветов круга здорово помогает при достижении гармонии и создании ярких контрастов в сфере фотографии, дизайна, гардероба и макияжа. Этот инструмент грамотно структурирует основные цвета, подчиняя все имеющиеся оттенки некой логике, которая соответствует нашему цветовосприятию.
После Иттена подобные схемы сочетаемости, базирующиеся на цветовой логике. Создавали многие художники, ученые и изобретатели. Данные круги могут быть самыми разными, при этом все подчинены единому принципу: главенствующие цвета спектра расположены в строгой последовательности.
Разница между ними заключается в количестве представленных цветов в одном круге (двенадцать, двадцать четыре и больше), в визуализации представленных тонов и самых разных дополнениях (первичные и вторичные тона, шкала степени света оттенков). Удобнее всего начинать с цветового круга правила сочетания цветов Иттена.
Цветовой круг Иттена в самом простом виде.
Использование круга в фешн-индустрии
Подбор оттенков, согласно различных схемам и системам – неотъемлемые составляющие современной фешн-индустрии. Однако такие знания нужны не только дизайнеру, но и каждому человек, желающему составить модный образ.
При походе по бутикам перед многими возникает непростая задача правильного выбора и сочетания нескольких предметов одежды разных тонов в единый лук. Согласитесь, неумение удачно комбинировать имеющиеся в распоряжении цвета, зачастую приводит к плачевному итогу. Получается унылый черный или скучный серый гардероб, иногда разбавленный вкраплениями белого. Увы, надевать такой набор неохота, а более яркие оттенки комбинировать страшно.
Цветовые круги помогают формировать удачные ансамбли одежды, сочетая яркие, смелые оттенки грамотно.
Палитра цветов круга поможет понять допустимые и корректные сочетания, подсказав, как всегда выглядеть идеально. Применение ярких вещей в вашем гардеробе дает уникальную возможность в каждом случае создавать стильные модные луки, гарантирующие ошеломительный успех.
Цветовой круг позволяет формировать гардероб, используя яркие и небанальные сочетания.
Основы теории цвета
Главный факт теории – смешение всех оттенков дает белый. Это легко доказывается разложением белого света на спектр с помощью призмы. Если смешать на картине всевозможные художественные краски, мы не получим, конечно, белый, а скорее грязный темно-серый цвет.
Это связано с тем, что реальные пигменты имеют разную яркость цвета, а также с тем, что они не являются идеальными спектральными цветами. Белый получится при смеси световых лучей разных оттенков. Белый и черный относят к ахроматическому ряду.
Свой вклад в цветоведение внес русский художник Василий Кандинский. Он рассмотрел динамические свойства цвета и духовные аспекты его восприятия.
Anonymous message to vladimir putin. Справка: Anonymous – это децентрализованная группа хакеров
Anonymous требуют, чтобы рutin немедленно ушел в отставку, и заявляют, что подготовили для российского президента «специальную операцию».
Anonymous закрыли более 300 российских правительственных сайтов, государственных СМИ, причем большинство из них в настоящее время отключены.
«Сейчас мы публикуем тысячи документов Центробанка РФ, всевозможные транзакции, указы, доклады. Люди узнают, что на самом деле представляет из себя экономика рф.
Мы — в твоем дворце, мы — там где ты ешь, мы — за твоим столом, мы — там, где ты спишь.
Декларации, корреспонденция, торговые соглашения, которые ты подписывал с другими странами, секреты твоих олигархов. Твои конфиденциальные видео и программы, которые ты используешь.
Мы — за невинных людей. Мы не допустим войну, эксплуатацию и несправедливость.
Мы — Anonymous. Нас — легион».
Также Anonymous взломала сайт Минобороны россии и опубликовала базу данных его сотрудников.
Цветовой круг Иоганна Вольфганга Гёте
Иоганн Гёте построил свой цветовой круг, который не менее
популярен и известен, чем круг Иттена, он дошёл до нашего времени,
но в видоизменённом или, по-другому, адаптированном виде.
![]() |
---|
Рис. 5. Современный цветовой круг Гёте |
Почему такой круг предложил не физик, а поэт, мы думаем, что
неважно, главное, что эта цветовая модель используется дизайнерами в
настоящее время. Сам Гёте оценивал свою работу по цвету выше
поэтического творчества
Иоганн Гёте был не согласен с теорией цвета Ньютона. У него был
несколько иной подход, он искал принцип гармонизации цветов не в физических законах, а в закономерностях цветового зрения.
Главная работа Иоганна Гёте – это “Учение о цвете”, над которой
он работал 20 лет (1790 – 1810 года). Ценность труда заключается в
том, что были сформулированы тонкие психологические состояния,
которые связаны с восприятием контрастных цветовых сочетаний.
Гёте выделил два вида воздействия цвета на человека – это
физиологическое, то есть на организм человека, и
психологическое.
Отличия цветового круга Гёте от |
![]() |
---|
Рис. 6. Цветовое колесо Гёте из книги «К теории цвета», которым он проиллюстрировал главу “Аллегорическое, символическое и мистическое использование цвета”, 1809 г. |
Между основными чистыми цветами находится неограниченное количество смешанных цветов и оттенков, плавно перетекающих один в другой, что мы видим на современной вариации цветового круга Гёте. Рисуйте линии, треугольники и находите нужные цветовые композиции.
![]() ![]() ![]() | Как подобрать |
---|
Далее мы рассмотри, как применяется круг Гётте, а варианты также
подкрепим примерами кухонь.
Контрастное сочетание цветов
Цвета, которые расположены друг напротив друга, например фиолетовый и желтый, дадут контрастное сочетание. Если сделать фасады на кухне в двух цветах, то такие цвета будут усиливать друг друга и такое сочетание считается гармоничным.
![]() |
---|
Рис. 7. Контрастное сочетание цветов на фасадах кухни |
Гармоничное сочетание
цветов
Цвета, расположенные по углам основного или перевернутого треугольника, например, синий и желтый дают менее гармоничные сочетания.
![]() |
---|
Рис. 8. Гармоничные сочетания цветов |
![]() |
---|
Рис. 9. Допустимое сочетание цветов на кухне |
Подбор цветовых аккордов
Сочетание цветов в круге под углом 90 градусов будет целесообразным для подбора “цветовых аккордов” в два, три или четыре цвета. Примеры такого сочетания: синий и фиолетовый + зеленый или желтый и оранжевый + зеленый.
![]() |
---|
Рис. 10. Кухня с сочетанием цветов в круге Гёте под углом 90 градусов |
???? ☑️ ПРЕДАТЬ ПУТИНА СУДУ
(картинка) МИРОВЫМ ЛИДЕРАМ: Как граждане всего мира, мы настоятельно призываем вас привлечь Путина и его сообщников к личной ответственности за их незаконное вторжение в Украину путем создания нового Специального трибунала для наказания за преступление агрессии. Мы также призываем вас полностью поддержать отдельное расследование Международным уголовным судом предполагаемых военных преступлений и преступлений против человечности в Украине. Без такой ответственности никогда не будет мира – мы рассчитываем на вас. Пока перепуганные матери и дети бегут от бомб и пуль, Путин прямо на наших глазах совершает «высшее международное преступление» — агрессию. Есть мощный способ привлечь его к ответственности: новый трибунал в стиле Нюрнберга, чтобы привлечь его лично к ответственности за этот гнусный поступок. ПЕТИЦИЯ
Определение цветового круга
Цветовой круг (колесо) широко используется в дизайне и колористике. По сути, это особое правило, помогающее ориентироваться в многообразии красок, создавать нужные оттенки в любой цветовой модели. Иными словами, круг представляет собой способ непрерывности цветовых переходов. Секторы фигуры окрашены в различные тона, которые размещены в особом порядке. Их взаимное расположение обусловлено законами колористики (теории цвета), поэтому круг помогает производить подбор гармоничных сочетаний оттенков.
Дизайнеры воспринимают цветовое колесо как «шпаргалку», в которой отражены все возможные колористические схемы. Его можно посмотреть онлайн либо взять в руки в печатном виде. Тем не менее, на подбор оттенков с учетом данных круга влияет ряд сторонних факторов. Специалисты отмечают, что спектр цвета воспринимается субъективно и сильно зависит от остальной композиции в помещении. Также на восприятие цвета влияет размер окрашенных поверхностей, их форма, поэтому в каждом случае приходится принимать решение индивидуально.
Цветовые круги
Цветовой кругВ 1793 году Гете рисует цветовой круг, в котором не только противопоставляет друг другу два основных цвета – синий и желтый, но и добавляет в качестве третьего угла красный цвет. Возникает круговая диаграмма, в которой три основных цвета чередуются с оранжевым, лиловым и зеленым, красный располагается на самом верху, а зеленый – внизу.Тот полукруг, который начинается с зеленого – через желтый к красному – он называет плюсовым полюсом, а противоположный полукруг – минусовым.
Плюс- и минус-цвета, цвета и чувстваГете связывает цвета с чувствами. Цвета плюса и минуса вызывают различные эмоции. Он понимает цвета как чувственные качества, неразрывно связанные с человеческим сознанием. Таким образом, Гете был весьма близок к используемым сегодня тестам в психологии цвета. Желтовато-красные тона, располагающиеся на плюсовой стороне круга, ассоциируются со светом и силой, аурой теплой защищенности. Минусовой полукруг цветового круга, начинающийся синим, подчеркивает боль утраты, сумрачные мысли, создает дистанцию. Фиолетовый углубляет в нас неуверенность, слабость и тоску.
Гармония цвета, гармония чувствРядом с цветовым кругом Гете выстраивает небольшие треугольники, в которых демонстрирует оказывающие особенно сильное влияние «цветовые аккорды», то есть сочетания. Разделив цвета на различные группы влияния (желтый означает власть, красные тона – страсть, нежность кроется в синеватых тонах), он пришел к идее равновесия и сочетаемости цветов, которая была позднее продолжена Вильгельмом Оствальдом в книге «Гармония цвета» (1918).
Цветовой круг и. Иттена
Для сравнения NCS-системы с другими познакомимся основными положениями теории цветов, созданной живописцем и теоретиком искусства Иоханнесом Иттеном (1888-1967).Теория гармонии и контрастов цветов И. Иттена основывается на простой и ясной системе упорядоченности цветов из 12-ти частей. Основой цветового круга являются цветовые тона т.н. первого порядка – желтого, красного и синего. Цвета второго порядка – оранжевый, зеленый и фиолетовый, расположены напротив первых. По обе стороны от цветов первого и второго порядков находятся цвета третьего порядка, которые получают смешением находящихся рядом цветовых тонов. Ими являются оранжево-желтый, пурпурный, сине-фиолетовый, льдисто- синий и лиственно-зеленый.
В этом круге напротив каждого цвета расположен противоположный ему цвет (комплиментарный контраст). Исходя из данного принципа цветовой круг можно разделить и на большее количество цветовых секторов.В живописи и дизайне с помощью цветового круга можно определить гармонии и контрасты. Наибольший контраст обнаруживается у находящихся друг против друга цветов (комплиментарный контраст). Можно также подобрать набор цвета с помощью квадрата, равнобедренного треугольника или прямоугольника. Для получения гармоничного сочетания нужно использовать два-три рядом стоящих тона одного цвета.
Дизайнерские эксперименты с цветовым кругом
Дизайнеры всегда ищут новые идеи, доказывают неизвестные раньше модные теоремы и пополняют ряд аксиом, предлагая свои смелые эксперименты, которые, однако, не противоречат цветовой логике. Применяйте их идеи и рекомендации, они точно помогут найти правильное решение в колористике каждого лука. Предлагаем некоторые полезные рекомендации:
- при красном в качестве основного выбирайте в дополнение нежный розовый, чистый белый и нейтральные тона;
- желтый желательно разбавить насыщенностью, для этого идеально подойдут яркий красный и черный цвета;
- к зеленому с холодным подтоном выбирайте нюд;
- коричневый с красным – новая модная фишка;
- бирюза отлично сочетается с вещами янтарного оттенка;
- коралловый можно разбавить нейтральным серо-жемчужным для пикантности.
Трендовое сочетание в женском гардеробе: коричневый и красный.
Ультрамодный кораллово-серый дуэт в женском гардеробе смотрится элегантно и нежно.
???? Музей разбитой военной техники рф на Площади Независимости в Киеве (UA)
20 августа 2022 г. на Крещатик в Киеве привезли российскую технику, которую уничтожили ВСУ.
Российские танки, БТРы и даже расхваленный «Сонцепек» можно увидеть на главной улице столицы от Майдана Независимости вплоть до ЦУМа.
Между сожженной техникой также есть насыпи обломков снарядов — со всем этим российские войска пришли на украинскую землю.
В феврале россияне планировали парад в центре Киева. В начале российского вторжения в Украину кремлевские пропагандисты наперебой кричали, что путинская армия захватит Киев в считанные дни. Когда же оккупанты получили по зубам и вынуждены были бежать из Киевщины, спасаясь от гнева защитников Украины, риторика резко изменилась.
Теперь рашисты растерянно пытаются найти причины поражения «второй армии мира».
Через 6 месяцев после начала широкомасштабной войны позорный показ ржавого русского металла — это напоминание всем диктаторам о том, как их планы может разрушить свободный и мужественный народ.
Влияние цвета на восприятие человека
Ахроматические цвета (белый, черный и все оттенки серого) в цветовых кругах отсутствуют, но играют немаловажную роль. Белый цвет осветляет, делает «легче» любой другой цвет; черный, наоборот, затемняет и утяжеляет любой хроматический цвет. Сочетание оттенков разной интенсивности, полученных добавлением белого цвета к основному цветовому тону, никогда не приводит к дисгармонии. Например, от красного до розового или от синего до голубого.
Красный, оранжевый, желтый цвета и их оттенки воспринимаются человеком как теплые; синий и фиолетовый — как холодные. Зеленый цвет — нейтральный, у него есть холодные и теплые оттенки. Теплые цвета называют активными, они вызывают бодрое настроение, а холодные (пассивные), наоборот, успокаивают.
Рис. 11. Пример иллюзии, основанной на эффекте иррадиации
Хроматические цвета с ахроматическими наиболее гармоничны в следующих сочетаниях: теплые с черным, холодные с белым.
За счет несовершенства нашего зрения цвет может восприниматься поразному в зависимости от цветового окружения:
- Светлый цвет по соседству с темным кажется еще светлее, а темный рядом со светлым — темнее (световой контраст).
- Белый квадрат на черном фоне кажется крупнее, чем такой же черный квадрат на белом фоне, за счет оптической иллюзии, основанной на эффекте иррадиации (рис. 11).
- Красный цвет, соприкасаясь с зеленым, смотрится насыщеннее (хроматический контраст).
- На красном фоне серый цвет кажется зеленоватым, на желтом — синеватым, на зеленом — розоватым, а на синем — желтоватым. Если на цветном фоне нужно получить серый цвет, этого можно достичь с помощью хроматического контраста. Например, на синем фоне серый цвет пожелтеет, поэтому к нему следует добавить немного синевы, тогда под действием контраста желтый оттенок и синий цвет, смешавшись, дадут чистый ахроматический серый цвет (рис. 12).
- Теплые тона обладают свойством «приближаться», а холодные — «удаляться». Так, на рис. 13 желтые круги на черном фоне кажутся ближе, чем голубые.
Рис. 12. Пример использования хроматического контраста для получения чистого серого цвета. Круги слева окрашены в светло-серый цвет (R=200, G=200, B=200), но кажутся желтоватыми. Круги справа имеют синеватый оттенок (R=200, G=200, B=215), но кажутся серыми
Рис. 13. Желтые и голубые круги кажутся расположенными в двух разных плоскостях: желтые — ближе, а голубые — дальше
Статья подготовлена по следующим материалам:
Виды цветовых кругов[]
Файл:Rgb-colorwheel.svg
Цветовой круг с чередующимися цветами
Файл:Colorwheel2.svg
Восьмисекторный цветовой круг
Файл:Color circle (hue-sat).png
Первый цветовой круг появился вместе с ранними мистическими теориями цвета. Он присутствует в трудах мистиков и физиков исследователей 17-20 века: Гете, Иттена (мистика). Ньютона, Манселла, Филда (физика), Мистические традиционные цветовые круги имели практическое применение в живописи и были первой ненаучной попыткой объяснения того как взаимодействуют красители. Так по теории Гёте цвета происходили от борьбы света и тьмы и первыми из этого столкновения появлялись цвета первого порядка – их называют первичными. Ими были красный (Red), жёлтый (Yellow) и синий (Blue) (RYB). Цветовой круг цветового пространства RYB это условный круг, модели с существенно ограниченным цветовым охватом (это видно если наложить цветовой охват RYB на цветовой охват LAB и RGB) в учебных учреждениях лояльных к мистическому учению Гёте он до сих пор изучается в теории цвета, используется художниками и дизайнерами при подборе весьма приблизительных цветовых схем. Современная теория цвета представлена несколькими цветовыми моделями и соответствующим им кругами – например RGB (а так же другими цветовыми моделями разработки CIE laboratory например LAB и другими использующимися в промышленности для точного измерения цвета). В основе RGB лежит модель описания цветового пространства на базе опорных цветов красный, зелёный и синий. Цветовой круг RGB заметно отличается от круга RYB цветовым охватом (в цветовой модели RYB а так же цветовом круге RYB отсутствует существенная часть цветового охвата). Более того в круге RYB представлены не дополнительные цвета а так называемые “противоположные” или “комплементарные” как их определяет мистическая теория цвета Гёте.
Одним из следов системы RYB в культуре является популярное предубеждение, что красный и зелёный являются дополнительными цветами. В действительности, при аддитивном и субтрактивном синтезах красного и зелёного результирующие цвета не получаются ахроматическими.
Наиболее распространён восьми секторный цветовой круг RGB. Он включает 7 цветов радуги и пурпурный. Опорными цветами в этом круге считают красный, зелёный, голубой, и добавляют к ним четыре «промежуточных» цвета (оранжевый, циановый, фиолетовый и пурпурный). В “ньютоновском” цветовом круге напротив располагаются дополнительные цвета. В цветовом круге RYB на равном расстоянии друг от друга расположены чередующиеся первичные (цвета первого порядка – первые появляющиеся из борьбы света и тьмы) и цвета второго порядка производные от цветов первого порядка. По предположению Гёте сложение двух первичных цветов даёт вторичный цвет, расположенный между ними.
Цветовой круг в некоторых эстетических концепциях делят на тёплую и холодную половины. Тёплые цвета: красный, оранжевый, жёлтый и промежуточные оттенки. Холодные цвета: синий, циановый, зелёный, и переходные — сине-фиолетовый, сине-зелёный. Другие эстетические концепции предполагают, что бывают “холодный желтый”, “теплый синий” и так далее.
????⛔ Cписок ликвидированных в Украине российских генералов и высокопоставленных вояк путина
(открыть картинку)С начала войны тысячи вояк армии российских захватчиков полегло на полях Украины. Но среди рядового и офицерского состава были ликвидированы и представители высшего военного командования россии. По данным ведомства, с первого дня полномасштабного вторжения в Украине ликвидировали несколько высокопоставленных офицеров российской армии, гибель которых кремль отрицает либо официально не подтверждает. За все время полномасштабной войны подразделениями ВСУ уничтожены: . • Капитан 1 ранга, командир крейсера «Москва» – Куприн Антон Валерьевич – ликвидирован вместе с крейсером. Именно капитан Антон Куприн отдавал приказы на обстрелы крылатыми ракетами украинских городов. Пошел вместе с крейсером по известному направлению…. • командующий 49-й общевойсковой армией Южного военного округа РФ, генерал-лейтенант Яков Рязанцев, ответственный за наступление на Николаев. Воевал против мирного населения в Сирии. • заместитель командующего Черноморским флотом агрессора «по воспитательной работе», капитан первого ранга Андрей Палий • генерал-майор Тушаев Магомед — командир 141-го моторизированного полка национальной гвардии чечни, ликвидирован под Гостомелем; • генерал-майор Герасимов Виталий — первый заместитель 41-й общевойсковой армии центрального военного округа, убит под Харьковом; • генерал-майор Колесников Андрей — командующий 29-й общевойсковой армией восточного военного округа, ликвидирован 11 марта; • генерал-майор Суховецкий Андрей — заместитель командующего 41-й общевойсковой армией центрального военного округа, убит 28 февраля под Мариуполем, • а его смерть подтвердил президент россии владимир путин; • полковник Захаров Андрей — командир 6-го полка (чебаркуль) 90-й танковой дивизии центрального военного округа, убит под Киевом 9-10 марта; • полковник Порохня Сергей — командир 12-й отдельной гвардейской инженерной бригады центрального военного округа; • полковник Николаев Игорь — командир 252-го мотострелкового полка 3-й мотострелковой дивизии, убит 15 марта под Харьковом; • подполковник Агарков Юрий — командир 33-го мотострелкового полка гвардии; • подполковник Сафронов Дмитрий — заместитель командира бригады морской пехоты, ликвидирован 6 марта под Харьковом; • подполковник Ермолин Михаил — командир дивизиона воинской части 12776; • полковник Исайкин Виктор — погиб в начале марта, его смерть подтвердил глава мордовской республики. • Владимир Кривопалов — заместитель командира взвода и командир десантно-штурмового отделения 810-й отдельной Гвардейской бригады морской пехоты Черноморского флота рф. Ликвидирован в Мариуполе. • полковник Александр Беспалов — командир 59-го гвардейского танкового Люблинского дважды Краснознамённого, орденов Суворова и Кутузова полка – ликвидирован. Земля тебе бетоном, тварюка! • заместитель командующего 8-й российской армии генерал-майор Владимир Фролов – ликвидирован в результате успешных действий украинских воинов; Приведённый список неполный и, судя по всему, он ещё будет дописываться. «Русский военный корабль, иди на#уй!» (Louiza Smith)
Третичные цвета цветового круга
Третичные или составные цвета получены смешением одного из основных с соседним дополнительным оттенком. К ним относятся:
- желто-оранжевый;
- красно-оранжевый;
- красно-фиолетовый;
- сине-фиолетовый;
- сине-зеленый;
- желто-зеленый.
Нетрудно догадаться, что желто-оранжевый – это смесь желтого и оранжевого, сине-зеленый – синего и зеленого и т. д., и поясок цветового круга это наглядно демонстрирует. Основные, дополнительные и составные цвета называются хроматическими; черный, белый и оттенки серого – ахроматическими. Поскольку красный и желтый ассоциируются с огнем, а синий с водой и льдом, их вариации соответственно называют теплыми и холодными.
Поддержка от неклассических физиков
Любопытно, что в XX веке уже из среды самих физиков раздались голоса, требовавшие критического пересмотра всех трех частей гетевского «Учения о цвете» и его положительной переоценки. Такая реабилитация Гете как ученого предлагалась титанами квантовой революции Максом Планком, Вернером Гейзенбергом, Максом Борном и др. Именно физики ХХ века, которые занимались проблемами квантовой физики и физики элементарных частиц, усмотрели в основной методологической концепции учения Гете о цвете ценное подспорье для собственных исследований. Во-первых, ключевое значение наблюдателя, который неизбежно влияет на результат эксперимента, и, во-вторых, стремление к преодолению дисциплинарных границ ради познания природы как единого целого.
Именно физики ХХ века, которые занимались проблемами квантовой физики и физики элементарных частиц, усмотрели в основной методологической концепции учения Гете о цвете ценное подспорье для собственных исследований
Действительно, в главном труде Гете по естествознанию чувствуется его постоянное стремление охватить цветовые явления в их взаимосвязи с другими явлениями природы, как можно меньше расчленяя их. Тем самым Гете хотел противодействовать наметившейся (особенно в XVIII веке) тенденции систематизировать, классифицировать, устанавливать аналогии, то есть тенденции к пренебрежению взаимодействием природных явлений. Учение Гете о цвете можно выдвинуть как альтернативу преобладанию натурфилософии Шеллинга. За все последующие десятилетия это была единственная крупная попытка создать концепцию «здания» науки в его универсальном, мировоззренческом и познавательно-философском единстве. Об этом хорошо сказал Макс Борн на XII съезде лауреатов Нобелевской премии: «Наша естественнонаучная и техническая цивилизация расщеплена на бесчисленное количество областей, у всех у них есть превосходные средства исследования и отличные эксперты, но едва ли хоть один из последних способен что-то увидеть за границами своей узкой специальности. Подумаем же о Гете, о тех, кто его изучает и старается мыслить в его духе… и о том, чему следовало бы и нам научиться: не забывать, погружаясь в увлекательные подробности, о смысле целого».
В 1941 году Гейзенберг в докладе «Учение о цвете Гете и Ньютона в свете современной физики» подводит итог спору двух гениев эпохи Просвещения: речь идет не о том, чье учение о цвете — Гете или Ньютона — является истинным, а о другом: «Обе эти теории занимают различное место в громадном здании науки. Признание принципов новейшей физики не может служить для ученого препятствием к тому, чтобы пойти по гетевскому пути размышления о природе, к тому, чтобы следовать этим путем».
Использованная литература
В. Фойгт, У. Зуккер. И. В. Гете — естествоиспытатель. Издательство при Киевском государственном университете издательского объединения «Вища школа», 1983.
Свасьян К. А. Гете. М.: Мысль, 1989.
Месяц С. В. Гете и Ньютон. Спор о цвете // Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем (исследования и переводы). 2014. № 2. С. 299‒339.