Пигменты для красок – разновидности, классификация

Маркировки красителей с расшифровкой

В соответствии с действующими российскими стандартами (ГОСТ 9825-73) для маркировки лакокрасочной продукции используется комбинация из 2 букв кириллического алфавита и 2-4 арабских цифр, разделенных знаком тире.

Информация о том, к какой разновидности принадлежит краска, всегда указана на упаковке.

Например, код ПФ-155 указывает на:

  • ПФ – пентафталевую основу материала;
  • 1 – устойчивость к атмосферным воздействиям;
  • 15 – состав, имеющий порядковый номер 15 (присваивается при создании эмали).

Дополнительная информация по компонентам имеется в сертификационных документах либо стандартах ГОСТ (касается продукции российского производства). Перед кодом всегда указывается тип лакокрасочного материала (например, эмаль, грунтовка). Для ряда материалов перед цифровой комбинацией ставится буква, указывающая на разновидность (Б – без растворителей, В – на водной основе или ВД – водно-дисперсионные составы, О – органо-дисперсионные и П – порошковые). В случае введения дополнительного идентификатора он отделяется от соседних групп знаками тире.

Распространенные кодировки базовой основы для строительных или ремонтных эмалей (как для внешних, так и для внутренних работ):

  • ПА – полиамидные;
  • ПК – полиакрилатные;
  • АС – базирующиеся на сополимерных соединениях полиакрила;
  • АЦ – ацетилцеллюлозные;
  • БТ – битумные;
  • ВА – поливинилацетатные;
  • ВЛ – поливинилбутиральные;
  • ВН – виниловые или винилацетатные;
  • ГФ – глифталевые;
  • ЖС – с содержанием силикатов щелочных металлов (жидкое стекло);
  • КК – на основе натуральной смолы (канифоли);
  • УР – полиуретановые;
  • КЧ – каучуковые;
  • НЦ – нитроцеллюлозные;
  • ПФ – пентафталевые;
  • ФМ – фенольно-масляные;
  • ЭЦ – этилцеллюлозные.

Для обозначения преимущественного назначения применяют цифровые коды:

  • 0 – грунты и лаки, полуфабрикаты для производства прочих лакокрасочных материалов;
  • 00 – шпаклевки (вне зависимости от назначения);
  • 1 – устойчивые к атмосферным воздействиям;
  • 2 – предназначенные для использования внутри помещений (ограниченно атмосферостойкие);
  • 3 – позволяющие консервировать конструкции из металлов;
  • 4 – выдерживающие воздействие горячей воды и пара;
  • 5 – рассчитанные на нанесение на меховые или кожаные изделия либо обладающие специфическими свойствами (например, стойкостью к рентгеновскому излучению);
  • 6 – устойчивые к воздействию нефтепродуктов (моторного масла или топлива);
  • 7 – предназначенные для окраски конструкций, работающих в агрессивной среде (кислот либо щелочей и их паров);
  • 8 – устойчивые к температурным воздействиям;
  • 9 – обладающие электроизоляционными свойствами.

Российский стандарт допускает обозначение типа олифы, которая введена в состав материала:

  • 1 – натуральная;
  • 2 – оксоль;
  • 3 – глифталевая;
  • 4 – пентафталевая;
  • 5 – комбинированная.

Импортные лакокрасочные материалы маркируются в соответствии с региональными и международными стандартами. Существуют российские обозначения с меньшим количеством цифр в коде. Например, индекс МА-25 указывает на масляную основу эмали (МА), предназначенной для внутренних работ (2), содержащей комбинированную олифу. В обозначении всегда указывается оттенок материала (например, красно-коричневый или голубой).

Для правильного применения краски потребителю важно знать, что означает маркировка, обозначенная на этикетке или специальном вкладыше. При большом разнообразии вариантов цвета указываются с дополнительным цифровым идентификатором (например, желтый-1 или желтый-2, число указывает на оттенок). Стандарт допускает указание оттенка в соответствии с картотекой образцов с введением кода по базе данных (например, серый 571)

Стандарт допускает указание оттенка в соответствии с картотекой образцов с введением кода по базе данных (например, серый 571)

При большом разнообразии вариантов цвета указываются с дополнительным цифровым идентификатором (например, желтый-1 или желтый-2, число указывает на оттенок). Стандарт допускает указание оттенка в соответствии с картотекой образцов с введением кода по базе данных (например, серый 571).

Вспомогательные вещества

Существует большое количество вспомогательных веществ, которые позволяют регулировать свойства красок. Так, например, краскам могут быть приданы такие качества, как высокий глянец или матовость. Кроме того, при помощи различных добавок контролируют скорость высыхания красочной пленки, придают ей устойчивость к истиранию, высокую светостойкость, стойкость к тепловым воздействиям, водостойкость и устойчивость к маслам, спиртам, кислотам или щелочам, повышенную прозрачность или, наоборот, непрозрачность, регулируют другие свойства.

Обычно добавки вводят в краску в процессе ее изготовления, но при необходимости они могут быть добавлены и в готовую краску.

Для ускорения окислительной полимеризации применяют катализаторы, называемые сиккативами. Это соли кобальта, марганца, свинца и некоторых других металлов. Сиккативы вводят как при изготовлении краски, так и в уже готовую краску. В первом случае краски, как правило, являются оксидативно сохнущими. Данные серии характеризуются высокой скоростью первоначального и окончательного закрепления на оттиске, а при работе с ними следует избегать длительных остановок печатной машины.

Наряду с сиккативами, для регулирования скорости пленкообразования в краску вводят антиоксиданты, замедляющие окисление и пленкообразование. Необходимость в них возникает, если при длительной работе (или при остановке машины) краска начинает затвердевать на валиках красочного аппарата. Антиоксидантами являются ароматические фенолы и амины. Краски, в составе которых есть антиоксиданты, иногда называют «ночными», поскольку их можно оставлять на ночь в кипсейке печатной машины.

Некоторое представление о количествах сырьевых материалов в офсетных красках дает табл. 2.

Изготовление

Технологический процесс, с помощью которого получаются комплексные лакокрасочные покрытия, включает в себя несколько десятков различных операций, которые относятся к подготовке поверхности, нанесению лакокрасочного материала, сушке и проведению промежуточной обработки.

Выбор какого-то конкретного технологического процесса непосредственно зависит от типа используемых материалов, а также условий эксплуатации самой поверхности.

Помимо этого, учитываются форма и габариты объекта, на который они наносятся. Качество подготовки поверхности перед нанесением окраски, а также правильный выбор того, какое лакокрасочное покрытие использовать, значительно определяет адгезионную прочность материала, а также его долговечность.

Подготовка поверхности включает в себя очистку с помощью ручного или же механизированного инструмента, дробеструйную или пескоструйную обработку, а также обработку с использованием различных химических средств, которая подразумевает ряд операций:

– Обезжиривание поверхности. К примеру, это касается обработки специализированными водными растворами или же смесями, в которые входят ПАВ и прочие добавки, органическими растворителями или специализированными эмульсиями, включающими в свой состав воду и органический растворитель.

– Травление. Полное удаление ржавчин, окалин, а также других продуктов коррозии с защищаемой поверхности. В преимущественном большинстве случаев данная процедура осуществляется уже после того как была проведена проверка лакокрасочного покрытия автомобиля или других изделий.

– Нанесение конверсионных слоев. Оно предусматривает изменение изначальной природы поверхности и довольно часто используется при необходимости создания комплексных лакокрасочных покрытий с большим сроком службы. В частности, сюда входит фосфатирование и оксидирование (в преимущественном большинстве случаев электрохимическим методом на аноде).

– Формирование металлических подслоев. Сюда входит цинкование и кадмирование (в основном с использованием электрохимического метода на катоде).

Обработка поверхности с использованием химических средств в основном осуществляется путем окунания или же обливания изделия специализированным рабочим раствором в условиях полностью автоматизированной или механизированной конвейерной окраски.

Вне зависимости от того, какие используются виды лакокрасочных покрытий, применение химических средств позволяет добиться высокого качества подготовки поверхности, но при этом предусматривает дальнейшую промывку водой и горячую сушку поверхности.

Достоинства и недостатки порошковых красок

Пигменты обладают целым рядом положительных характеристик:

  • широкий выбор цветов;
  • отсутствие резкого специфического запаха;
  • паропроницаемость и гигроскопичность;
  • влагоустойчивость;
  • способность противостоять воздействию щелочных составов;
  • состав не отмеливается;
  • покрытия, окрашенные порошковыми составами не подвержены отрицательному влиянию ультрафиолетового излучения;
  • отличная укрывистость, в результате чего экономится краска.

Однако применение порошковых составов сопряжено с определенными трудностями, о которых следует знать заранее. Дело в том, что далеко не все пигменты для красок совместимы с любыми связующими. К примеру, мел и известь не подходят для смешивания с олифой или маслом. Эти вещества можно разбавлять только водой, после чего образовываются составы, схожие с водоэмульсионными лакокрасочными материалами.

Второй момент, который нужно иметь в виду: сухие пигменты нельзя смешивать с лакокрасочными составами. Если все же допустить такое смешивание, полноценно размешать компоненты не выйдет, из-за чего раствор будет неоднородным.

Полученной, таким образом, смесью не получится качественно окрасить поверхность, в частности, количество отходов резко возрастет, уменьшится укрывистость покраски. Кроме того, неразмешанная должным образом краска станет причиной полос и разводов на поверхности даже в том случае, если работать будет опытный специалист.

Чтобы избежать комков в растворе, необходимо вначале высыпать сухую массу в воду, а спустя какое-то время тщательно размешать содержимое емкости. Далее, раствор процеживается сквозь мелкоячеистое сито. В качестве альтернативы ситу может выступать обычная марля, сложенная в несколько раз. После фильтрации состав заливают тонкой струей в краску. После добавления разбавленной порошковой краски, раствор нужно хорошо размешать — это обеспечит однородность смеси.

Еще одна сложность в применении сухих красок состоит в необходимости использования нескольких пигментирующих добавок, если нужно получить определенный оттенок. Работа требует навыков и у новичков данная операция не всегда получается с первого раза. В этом отношении использование готовых лакокрасочных составов гораздо проще в плане подготовительных работ.

Пигментные вещества

Одним из важных составляющих компонентов минеральных красок являются пигментные вещества. Некоторые свойства пигментов во многом оказывают влияние на характеристики минерального лакокрасочного материала. Чтобы получить натуральные, природные минеральные пигменты, при помощи специального оборудования измельчают до состояния порошка подходящие минералы, камни и породы, иногда эти материалы нагревают до очень высокой температуры. Натуральные пигменты можно получить из продукции горнодобывающей отрасли.

Вот перечень популярных, часто используемых природных пигментных веществ:

  •  мел – это один из лучших пигментов белого цвета. Его используют во многих разновидностях красок, включая клеевые, силикатные и водные растворы. Он является одним из основных наполнителей в различных замазках и шпаклевках, его можно смешивать с любым видом краски;
  •  охра имеет несколько оттенков, она может быть желтой, красной и коричневой. Ее используют в разных составах красителей. Если придать охру термической обработке, она становится жженой, приобретает красно-коричневый оттенок, при этом увеличивается ее плотность и усиливается укрывистость красящей смеси. Охра является устойчивой к воздействию щелочей;
  •  мумия представляет собой желто-коричневый или красный материал. Он бывает темного и светлого оттенка, часто добавляется в устойчивые к свету клеевые составы и масляные краски;
  •  сиена – это натуральное вещество оранжевого или серо-коричневого оттенка. Если ее сильно нагреть, то получается жженая сиена, которая приобретает каштановый цвет. У этого вещества слабая укрывистость, покрытие получается прозрачным, устойчивым к кислотам;
  •  железный сурик – это красно-коричневый пигмент. Он выпускается в разных модификациях, для применения в различных лакокрасочных материалах. Сурик имеет хорошую устойчивость к атмосферным явлениям, обладает хорошим показателем укрывистости для любых видов поверхностей, так как в его составе имеется глина;
  •  серый графит – это минерал, который может быть черным или темно-серым. Данное вещество имеет отличную красящую способность, покрытие получается огнеупорным, устойчивым к свету, обладает химической стойкостью, поэтому часто его используют как антикоррозионный защитный слой.

Это интересно: Комбинированные обои в прихожей: рассматриваем обстоятельно

Типы красителей

Цементная краска предназначена для изменения натурального цвета раствора (серый) в любой выбранный. Сегодня существуют самые разные варианты окрашивания, позволяющие не только придавать легкий оттенок серым конструкциям и изделиям, но и полностью менять цвет в достаточно яркий.

Наиболее популярные типы красителей:

  • Вещество в виде порошка
  • Специальные пасты с насыщенным цветом в высокой концентрации
  • Эмульсии
  • Небольшие капсулы с красящим веществом

Краска бывает натуральной, когда в основе работают материалы природного происхождения, и синтетической, которую получают в процессе обработки определенных химических веществ. Выбирая краситель цемента, необходимо сразу изучать технологию покраски, особенности, а также допустимые условия эксплуатации окрашенной поверхности/изделия, другие важные характеристики и свойства.

Акриловые краски

Эти материалы универсальны, они используются для множества целей: с их помощью можно просто покрасить стены, расписать витражи на стеклах, нанести рисунок на стене и потолке. В общем, сфера их использования ограничивается фантазией. Составы удобны в работе, хорошо удерживаются на поверхности. Но если вы решили нарисовать многокомпонентное изображение на стене, то покупка краски всех необходимых цветов обойдется слишком дорого, а после завершения работ останется большое количество ненужного материала. В таком случае лучше купить базовый ряд, а для создания определенных оттенков провести смешивание акриловых красок.

Смешивание базовых цветов краски дает возможность получить множество разных оттенков, при этом можно существенно сэкономить на покупке

Основной цветовой ряд

Ещё со школьной скамьи каждому известно: при соединении желтого и красного получится оранжевый, но если в тот же желтый добавить голубой, выйдет зеленый. Именно на этом принципе построена таблица смешивания акриловых красок. Согласно ей, достаточно приобрести только основные цвета:

  • белый;
  • черный;
  • красный;
  • коричневый;
  • голубой;
  • желтый;
  • розовый.

Можно просто смешивать акриловые краски этих тонов, чтобы получить большинство существующих оттенков.

Основы смешения по таблице

Чтобы правильно смешать материалы, без таблицы не обойтись. На первый взгляд, работать с ней легко: для получения нужного результата достаточно отыскать цвет и посмотреть, какие составные потребуются. Но в таблице смешивания цветов не указаны пропорции, поэтому к основной краске необходимо постепенно добавлять колеровочный материал и наносить смесь на какое-то ненужное изделие: лист фанеры, гипсокартона и так далее. Затем нужно подождать пока высохнет материал. Если цвет соответствует необходимому, можно начинать работы на основной поверхности.

Таблица смешивания цветов:

Техника колерования

Теперь о том, как получать цвета. Посредством смешивания акриловых материалов можно добиться образования двух главных тонов: светлого и темного. Базовые тона: землистый, зеленый, оранжевый, фиолетовый. Для создания цвета рекомендуется придерживаться определенных правил:

  1. Светлые. В этом случае основным материалом являются титановые белила, к которым добавляют один или два колеровочных состава. Чем меньше будет использовано дополнительных ЛКМ, тем светлее выйдет тон. Так можно сделать большинство оттенков светлой палитры.
  2. Темные. Для образования оттенков такого типа следует действовать наоборот. Перед тем как смешивать цвета необходимо подготовить базовый тон, черный краситель понемногу вводят в основу. Работая с черной краской, нужно быть осторожным, поскольку она может сделать цвет не темным, а грязным.
  3. Зеленый. В основной палитре этого оттенка нет, поэтому нужно будет смешать желтый и голубой. Точное соотношение можно узнать только опытным путем.
  4. Фиолетовый. Это холодный цвет, который получают в результате смешивания голубого с розовым или красным. В некоторых случаях потребуется также добавить черный, чтобы затемнить материал.
  5. Оранжевый. Для создания этого цвета нужно смешать красный и желтый. Для более насыщенного оранжевого рекомендуется добавлять больше красного и наоборот. Если требуется создать мягкий цвет, к примеру, коралловый, то нужно осветлить материал белилами. Можно ли добавлять темные красители? Да, можно, но в результате смешивания красок может получиться грязный тон.
  6. Землистый. Здесь главным цветом является коричневый. Добавляя к нему различные оттенки, получают цвет от бежевого до темно-древесного.

Правила работы с палитрой

Для начала потребуется базовый набор красок, кисти, емкость с водой и палитра (можно взять любую поверхность, включая школьные изделия для рисования).

В центре рекомендуется поместить белила, поскольку они используются в создании большинства оттенков. В углубления вокруг (если они есть) размещают красители основного цветового ряда. Смешивать нужно аккуратно, постепенно добавляя колеровочный материал и постоянно проверяя результат. После смешивания цветов кисть следует полоскать в емкости с водой.

Особенности хранения

Правила хранения органоразбавляемых ЛКМ подразумевают использование сухих, неотапливаемых помещений с температурой -40… +40°C. Составы не должны находиться рядом с нагревательным оборудованием, щелочными веществами, кислотами и прочими химикатами.

Водно-дисперсионные смеси в холодный период хранятся в отапливаемых постройках с температурой выше 0°C.

Продукцию, расфасованную в пластиковые емкости, можно держать в штабелях высотой до 3 м на поддонах из дерева.

Разрешается хранить ЛКМ в таре на открытом пространстве при комплектации отгрузки, но не дольше 3 суток.

Если для состава требуются особые условия хранения, они должны указываться на упаковке или в нормативно-технической документации.

Пигмент

Пигменты относятся к классу наполнителей для бетона, меняющих его свойства (в данном случае цвет) на этапе замеса или после застывания.

Любой пигмент или добавка в раствор предполагают смешивание с растворителями, закрепителями, другими специальными веществами, способствующими более быстрому высыханию состава и приданию ему стойкости к различным воздействиям.

Вещества, используемые в качестве растворителей для пигментов:

  • Вода – для акриловых составов
  • Уайт-спирит – для растворения алкидных смол
  • Олифа – для масляных пигментов
  • Ацетон – хорошо взаимодействует с нитрокрасками

Что это такое

До того, как покрасить цемент, необходимо тщательно изучить все существующие составы, их свойства и условия эксплуатации. Большинство существующих составов можно поделить на две большие группы: те, что используются для окрашивания бетона на стадии его приготовления, а также те, которые используются для придания цвета уже застывшим поверхностям.

Мастера утверждают, что добавленный в раствор (на стадии замеса) пигмент гарантирует более равномерный и насыщенный цвет. Кроме того, такой краситель продлевает эксплуатационный срок поверхности, сам цвет сохраняется надолго и почти не реагирует на негативное воздействие внешних факторов.

Колер для цемента может быть натуральным или синтетическим. Насыщенность оттенка напрямую зависит от химической формулы вещества. А вот объем, в котором добавлен пигмент, не так сильно влияет на яркость оттенка.

Более того, нельзя забывать, что превышение допустимого количества пигмента на кубический метр может привести к значительному ухудшению эксплуатационных характеристик самого бетона.

Задумываясь, чем покрасить бетон, нужно обращать внимание и на цвет. Оттенок также зависит от того, на базе какого вещества сделан состав

Так, красный цвет получают путем использования красной окиси железа, для белого берут двуокись титана. Также активно в промышленности используются марганец, сурик железный, окись хрома.

Виды пигментов

По консистенции цветной пигмент может быть каким угодно – порошковым, жидким, капсулированным и т.д. Тут каждый мастер выбирает тот вариант нанесения или использования и технологию, которые ему подходят.

По происхождению различают минеральные и органические красители, по термостойкости бывают также разными. Но основное деление осуществляется по типу производства, которое определяет характеристики пигмента, его использование и т.д.

Какой бывает колер для цемента:

  • Природный – производится посредством дробления охры, каолина, извести, перекиси марганца и других веществ.
  • Искусственный – получают путем обработки камней и минералов температурой. Используются оксид хрома, лазурь, малярная сажа, титановые белила, жженая умбра и т.д.
  • Кислотный – производится на базе разных кислот: таким образом получают коричневый и черный, зеленый и синий цвета.
  • Металлический – с использованием металлов (цинковая пыль, золотистая бронза, железоокисный порошок, оксид титана, алюминиевая пудра).

Свойства

Ко всем пигментам выдвигаются определенные требования, при несоответствии которым краситель для раствора или уже готовой поверхности использовать нельзя. Свойства определяются особенностями эксплуатации окрашенной поверхности, но есть ряд общих требований.

Основные требования, предъявляемые к пигментам для бетона:

  • Укрывистость – способность перекрывать серо-белый тон материала.
  • Дисперсность – качественное распределение по готовой смеси или монолиту.
  • Низкий уровень маслоемкости – максимум 40-100 единиц, что говорит о длительности удержания оттенка готовым раствором.
  • Хорошая стойкость к коррозии, ультрафиолету, щелочам, резким перепадам температуры и другим внешним факторам.
  • Длительный срок службы – чтобы бетон не потерял свой цвет уже через год.

Методы производства

Пигменты для цемента могут производиться на заводе или в домашних условиях своими руками. В промышленности красители производят из органических и минеральных веществ, в процессе обогащая теми или иными искусственными добавками. Обычно такие вещества отличаются прекрасными свойствами, стойкостью, яркостью и используются по инструкции.

Созданные самостоятельно красители также могут быть использованы для покраски, но с большой осторожностью, так как далеко не всегда они дают желаемый эффект

Плюсы и минусы красок на масляной основе

Чтобы определиться с выбором масляной краски, важно узнать все положительные стороны состава и отрицательные. Тогда их можно выгодно использовать в своих целях

Есть расхожие мнения по поводу того, можно ли использовать состав для окрашивания дома. Мы рассмотрим факты. Каждый из материалов имеет свои недостатки. Идеального нет ничего.

Недостатки масляных составов

  1. Токсичный состав, ввиду использования растворителей. Это летучие органические соединения. При комнатной температуре они начинают испаряться и отравлять помещение. Вот почему все работы по окрашиванию проводят в хорошо проветриваемом помещении и с респиратором. После работ нужно дождаться полного выветривания растворителей (3–4 часа), и только после заселяться в помещение. Хоть токсические вещества выветриваются, есть вероятность возникновения аллергической реакции.
  2. Наличие неприятного запаха. У составов на водной основе его нет, а масляные краски обладают резким и неприятным запахом.
  3. Отсутствует паропроницаемость. Пленка, которая образуется после полного высыхания, не пропускает пар, поэтому поверхность стен не может дышать. Особенно это плохо для дерева. Оптимальная влажность и газообмен внутри теряется. Микроклимат постройки ухудшается.
  4. Плохая эластичность. Температурные расширения для масляных красок могут оказаться губительными. Они не могут растягиваться вместе с материалом, поэтому просто трескаются при первом же изменении геометрии. Однако, дорогая продукция именитых брендов не имеет такого недостатка благодаря добавлению в состав особых веществ.

Преимущества масляных составов

  • универсальные. Подходят для большинства используемых в строительстве материалов (дерево, металл, камень, бетон, штукатурка). Могут выдерживать атмосферное влияние, поэтому применяются снаружи и внутри;
  • прочные и устойчивые к истиранию. После образования масляной пленки, поверхность будет надежно защищена. Небольшие удары, царапины и механические воздействия не смогут повредить основание;
  • устойчивые к влаге. Вещества не просто гигроскопичны, они не пропускают влагу. Она может испортить любое основание, но благодаря этому свойству масляных составов, поверхность будет защищенной. Вот почему лакокрасочные материалы используют для металла, фасадов помещения и влажных комнат;
  • простые в уходе. Если поверхность запачкается, достаточно вымыть ее бытовой химией. Тряпкой и средствами для очистки слой краски не смоешь;
  • обладают отличной адгезией. Сцепление с поверхностью хорошее, а если соблюдать все инструкции по нанесению и подготовить поверхность, то срок службы увеличивается в разы;
  • имеют минимальную стоимость и хорошую укрывистость. Особенность применения сводится к последовательности работ, указанной на упаковке. Более подробно об этом мы поговорим дальше.

Осталось только оценить все преимущества и недостатки красок, после чего определиться, нужна ли она вам. Чаще всего такие составы используются для наружных работ, так они не смогут навредить проживающим в доме. Ими окрашивают заборы, сельхозпостройки, фасады и цоколи домов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий