Как вагонка ведет себя на улице? Обзор отделки

Чем отличается евровагонка от обычной?

Разумеется, вагонка советского образца — та самая, которая и принесла народное название изделиям современного типа, — со своей влажностью 25%, крошечным замком и толщиной 20 мм больше никому не подходит. Её основная проблема заключается в качестве, но и конфигурация советской вагонки оставляет желать лучшего. Именно поэтому первое появление евровагонки в России было своеобразным триумфом: подрядчики, застройщики и простые люди, ремонтирующие свое жилье, начали скупать её тоннами.

Так как вагонка с маркировкой «евро» производится по европейскому стандарту DIN 68–126, который большинство наших производителей до сих пор игнорирует, она отличается от отечественной практически по всем показателям. Шип евровагонки крупнее, чем у обычной, и достигает 8–10 мм в размере, благодаря чему даже во влажных помещений в облицовке не образуются щели. На тыльной стороне такой вагонки всегда есть вентиляционные канавки, а стандартная толщина панелей не превышает 12,5 мм. Но главное преимущество — несколько вариантов профиля, которые предлагают европейцы.

Требования стандарта DIN 68–126 намного жестче, чем у отечественных ГОСТов. Обработка лицевой поверхности ламели в разы лучше, а если на поверхности и есть живые сучки, они дополнительно обработаны. Паз и гребень отлично состыкуются, а евровагонка любого сорта подвергается принудительному высушиванию до 10–15% влажности, благодаря чему исключается появление деформаций на готовой облицовке. Во время сортировки евровагонки по качеству учитываются не только дефекты самой древесины, но и «производственные травмы» изделий.

Монтаж вагонки по горизонтали

Изделия могут устанавливаться еще и в горизонтальном направлении. Двигаться предстоит сверху, постепенно заполняя периметр здания. По мнению специалистов, такое расположение облицовки позволяет исключить попадание грязи и влаги под обшивку. В качестве крепежных элементов могут выступить кляймеры. Они позволяют обеспечить эстетичность фасада. С их помощью можно осуществить работы в самые короткие сроки.

Первая вагонка устанавливается под крышей с помощью гвоздя. Предварительно его можно смочить водой, чтобы исключить риск повреждения материала. Для проведения работ рекомендуется использовать финишное 50-мм гвозди. А вот кляймер располагается в нижнем пазу первого элемента. Его прибивают гвоздями, но использовать нужно крепеж меньшей длины. Последняя доска, скорее всего, не подойдет по размеру. Ее необходимо обрезать и установить в паз предыдущего изделия.

Как правильно прибить вагонку

Вагонка крепится на ровную поверхность. Практически каждая стена или потолок имеют изъяны, поэтому перед началом крепления стоит сделать обрешетку.

Монтаж обрешетки

На поверхность крепится деревянный брус размером 50 х 50 (минимум 20 х 40), расстояние между брусами 40 см. Если будет использоваться утеплитель, тогда расстояние между брусками делается на ширину утеплителя.

К кирпичной стене брус прибивается дюбель гвоздями, а к деревянной – гвоздями или саморезами. Первый брусок крепится в самом углу и выставляется по уровню или с помощью отвеса. Второй брус – в углу противоположном первому.

По верхнему и нижнему краю брусков натягиваем шнуры. Отступаем от первого бруска 40 — 50 см и монтируем следующую, выравнивая ее по натянутым шнурам. Так же крепятся все остальные бруски на всех стенах. Каждый брус желательно проверять уровнем, так как от качества обрешетки зависит качество крепления.

Размеры

При выборе вагонки большая роль отводится ее размеру – длине, ширине и толщине доски. Он этих параметров зависят как прочностные характеристики, так и дизайн облицованной поверхности. Чаще всего используются элементы типовых размеров.

В частности, евростандарт рекомендует вагонку шириной 88 мм (плюс шип 8 м), толщиной 12,5 мм и длиной от 1,2 до 4,5 м. В то же время в продаже имеется широкий выбор маркоразмеров. Так, вагонка по длине выпускается от 30 см до 6 м (шаг — 10 см). Толщина может колебаться от 12 до 25 мм. Ниже в таблицах представлены более подробные параметры размеров материала.

Для внутренних работ обычно используют деревянную вагонку толщиной от 13 мм до 16 мм. Для наружных работ применяют вагонку (в народе колхозница) толщиной от 16 мм до 25 мм.

Обработка древесины перед облицовкой

Начинать покрытие стен сооружения непосредственно после покупки достаточного количества материала не стоит. Обязательно нужно пропитать доски с внутренней стороны специальным антисептическим раствором. Это гарантия, что после обшивки дома под декоративными планками не заведутся жучки-древоточцы, не появится плесень и грибковые отложения, ведь эти факторы существенно влияют на долговечность древесины.

Подкупает в данном процессе и простота монтажа. Способ крепления – пазо-гребневый. Желательно соорудить обрешетку из деревянных брусьев – это позволит получить хороший результат и идеально ровные стены. Под обрешетку нужно при необходимости уложить утеплитель.

Утеплитель и обрешетка под вагонкой

Имеющиеся небольшие отверстия от сучков можно заделать своими руками, после того, как будет произведена обшивка дома. С этой целью следует нанести шпаклевку полимерного типа. После ее затвердения необходимо аккуратно зачистить данные места наждачной бумагой средней зернистости. Если брать слишком грубый материал, на поверхности древесины появятся отчетливые царапины.

По завершению этапа зачистки необходимо нанести на вагонку снаружи пропитку нужного оттенка. Придать глянцевый блеск поможет лак (можно отдавать предпочтение бесцветному варианту; также в моде коричнево-золотистые теплые цвета). Кроме эстетических данных, покрытие краской или лаковым составом помогает материалу быть более устойчивым к неблагоприятным погодным условиям и повышенной влажности.

Правильно обшитый снаружи жилой дом выглядит очень привлекательно и не имеет изъянов.

Как обшить дом вагонкой

Обшивка стен вагонкой изнутри обычно не вызывает проблем. В этом случае монтаж можно вести как на обрешётку, так и на бревна. Для крепления можно использовать кляммеры, но чаще всего применяются обыкновенные гвозди. На Youtube показана любопытная методика использования для этой цели тонких саморезов. Под такой крепёж приходится сверлить отверстия. Зато нет опасности, что вагонка растрескается. И саморезы, и гвозди входят в обшивку под углом 45 градусов внутрь. При использовании добойника очень легко повредить лицевую поверхность доски.

Стена с вагонкой

Саму древесину нужно чем-то обработать (чтобы не сгнила). Это может быть экологически чистый лак или краска на водной основе. Для внутренних поверхностей не обязательно, чтобы они хорошо пропускали пар. Потому что паропроницаемость стены должна падать по всей толще по мере приближения к улице. В облицовке внутренней части не рекомендуется применять , выходящих наружу. А вот шумоизоляционные работы (для прочих ограждений) допускаются.

Чтобы самостоятельно провести облицовку снаружи, требуется иметь представление о том, как выглядит технология обшивки. Доски монтируются на обрешётку, перпендикулярную направлению хода вагонки. Крепление можно вести на саморезы, гвозди или кляммеры. Важным моментом является необходимость обработки, как досок решётки, так и самой вагонки антисептиком. А ещё желательно провести дезинфекцию и самой стены. Особенно актуально это для бань.

Давайте рассмотрим для определённости примерный порядок действий:

Панели вагонки для стен

  • В первую очередь необходимо решить, располагать вагонку вертикально или горизонтально. В отличие от множества других типов сайдинга этот материал хорошо смотрится в любом положении. Исходить следует как из габаритов стен дома, так и из собственных предпочтений. Например, если длина вагонки не позволяет уложить участок единым сегментом, то весьма проблематично будет создать аккуратно смотрящиеся соединения. Для этих целей используется специальный профиль, в простонародье называемый грибок. Зато! Умелым применением соединительного профиля можно создать из череды отдельных участков вагонки настоящие узоры и орнаменты. Доски можно укладывать то горизонтально, то вертикально.
  • Как только стена поделена на условные участки, принято решение, каким образом сделать вагонку, то сообразно этому нужно изготовить обрешётку. Это конструктивно необходимый элемент, под которым обычно крепится пароизоляционная мембрана. Причём это выполняется как при внутренней отделке, так и при создании вентилируемого фасада. При этом нужно учесть один общеизвестный факт. Пароизоляция должна снижаться по срезу стены по мере приближения к улице. Дело в том, что в холодное время года дом мокнет в основном изнутри. Поэтому из помещений влага не должна попадать внутрь несущих конструкций, а испаряться в сторону улицы должна максимально быстро.

Помимо разделения участков по направлению укладки досок можно воспользоваться различной толщиной профиля. Вагонка изготавливается в самых разных исполнениях. Умело чередуя участки с тонким и толстым профилем, можно добиться интересного визуального эффекта.

В заключение скажем, что обшивка стены пластиковой вагонкой лишает конструкцию всех преимуществ натуральных материалов. В этом случае пар перестаёт фильтроваться сквозь поверхность, а со временем при деполимеризации покрытия начнут выделяться вредные вещества. Вот почему так популярна обшивка стен деревянной вагонкой. Разумеется, материал должен быть изготовлен по всем нормам, в частности, обязательно проводится сушка. Поэтому после покупки не следует сразу же стремиться начать облицовку. На всякий случай вагонку следует выдержать в помещении с нормальной влажностью.

Плюсы и минусы материала

Большая часть параметров вагонки зависит от материала, из которого она изготавливается. Хотя, независимо от этого, доска обладает многочисленными преимуществами:

  • высокими звуко- и теплоизоляционными характеристиками;
  • минимальным коэффициентом расширения при нагревании, благодаря чему не требует оставления температурных швов, в отличие от других материалов;
  • небольшим весом, упрощающим и транспортировку, и монтаж вагонки, а также позволяющим обойтись без укрепления фундамента;
  • способом крепления «паз-гребень», обеспечивающим простую сборку без швов.

Технология «паз-гребень»

Кроме того, использование вагонки позволяет одновременно утеплять стены и перегородки, и повышать их декоративные свойства. А служит такая доска не намного меньше других стройматериалов, сделанных из металла или керамики. И является достаточно экологичной, не выделяя в воздух никаких вредных веществ.

К минусам использования вагонки можно отнести невысокую устойчивость к пламени – хотя при соблюдении правил пожарной безопасности этот параметр нельзя считать большим недостатком. Если же сравнивать стоимость деревянных досок с пластиковыми аналогами, более выгодным будет пластик. Однако настоящая вагонка не только прочнее, но и долговечнее.

Раскладка реек

Доски на стене и потолке можно расположить в любом направлении (вертикально, горизонтально, по диагонали). По горизонтали лучше укладывать доски в узких помещениях. Создается зрительная иллюзия — помещение визуально становится шире и ниже. Вертикальные рейки и панели действуют обратным образом — увеличивают высоту, но делают помещение немного уже. Работа по «диагональной» обшивке стены или потолка сложнее и затратнее по материалам (вагонку необходимо брать с запасом).

Вагонку и панели можно прибивать прямо к стене или потолку, но только если они деревянные и ровные. Обычно на поверхности вначале делают обрешетку (крепят рейки), а потом уже прибивают отделочный материал. Если вагонка будет располагаться вертикально, то стену следует оббить горизонтальными рейками с расстоянием примерно 0,5–1м. Если для отделки выбрано горизонтальное направление, то рейки, наоборот, нужно расположить вертикально. Делается это для лучшего «сцепления» обрешетки и вагонки. Стена должна быть ровной, поэтому все рейки в обрешетке должны находиться в одной плоскости. Для этого лучше пользоваться такими инструментами как уровень и отвес. Мастера советуют приступать к обивке с угла — и идти дальше, реечка за реечкой.

В тех помещениях, где идеальная красота не столь важна (подсобные помещения, хозпостройки и т.д.) можно использовать и гвозди. Однако не стоит применять обычные большие гвозди — существует риск, что узкая и тонкая вагонка расколется. Существуют специальные гвоздики — с маленькими шляпками. Как прибивать? Можно прибить по центру доски. Для сохранения внешнего вида рекомендуется прибивать гвозди в пазах — в таком случае их будет уже почти не видно. Кроме того, существует специальная скоба для крепления.

Пластиковая вагонка (ПВХ) – размеры, характеристики и свойства

количество волн: одно и двухволновая панель;

ширина – 100 мм. и 125 мм. соответственно;

длина – 3 000 мм. и 6 000 мм;

толщина – 10 и 8 мм. На рынке уже появилась вагонка толщиной 7 мм;

цветовая гамма. Наиболее популярным цветом для вагонки является белый. Но на рынке представлена более широкая цветовая гамма. Второе место по популярности занимает пластиковая вагонка под дерево для наружных работ

На третьем – цветная ламель.
Цвет пластиковой вагонки
Обратите внимание: цвет вагонки ПВХ будет отличаться у разных производителей.
Цвет пластиковой вагонки «фисташковые нити»Кроме названых, отдельные производители предлагают футуристические цвета и расцветки панелей пластиковой вагонки. Например, расцветка «фисташковые нити».Материал подготовлен для сайта www.moydomik.net

покрытие лицевой стороны. Производители предлагают рынку два основных вида покрытия: глянцевое и матовое. Иногда встречается, так называемое, полуматовое покрытие. Стоит отметить, что внешний вид покрытия не отражается на качестве пластиковой вагонки;

конфигурация. Пластиковая вагонка идентична по внешнему виду с вагонкой деревянной.
Пластиковая вагонка «блок-хаус»Но, в последнее время появилась вагонка пластиковая под «блок-хаус». Помимо внешнего вида, она отличается большей пластичностью и наличием специальных добавок, которые сообщают материалу морозоустойчивость и большую стойкость к выгоранию. Толщина такой вагонки также составлят 10 мм.

Красивые примеры

Уютное и привлекательное жилье является мечтой каждого домовладельца. Выбор стиля, с учетом которого будет оформлен дом, напрямую зависит от личных предпочтений хозяина и его желаний. Красивым и комфортным может быть современное жилье хай-тек или классический прованс. Для каждого варианта пластиковая вагонка станет отличным дополнением, благодаря которому фасад здания гармонично впишется в общую стилистическую задумку.

Четкие и просты линии, контрастная цветовая гамма облицовки фасада здания – главные элементы стиля хай-тек. Выигрышным вариантом может стать наружная облицовка стен панелями нейтральных цветов, например, белых и черных.

Консервативный английский стиль помогут задать пластиковые панели под кирпич, которые выгодно дополнят оформление дома, подчеркнув его респектабельность и сдержанность своей практичностью и идеальной симметрией линий.

Английский стиль оформления фасадов жилых домов представлен демократичными цветами, сочетанием натуральных текстур либо их хорошей имитацией с акцентом на дороговизне отделки. Пластиковые панели, которые являются недорогим материалом, вполне справляются с задачей отделки стен, повторяющих окрашенное деревянное покрытие в белых или бежевых тонах. Благодаря тому, что продукцию можно легко покрасить краской практически в любой цвет, стенам дома можно придать желаемый оттенок, соответствующий общему оформлению. Главное – для покраски использовать средства, подходящие для подобной поверхности.

Модной и актуальной тенденцией является отделка загородных домов в стиле шале. Фасад такого строения вместе с внутренней отделкой выполняется из деревянного бруса. Дорогой натуральный материал сейчас можно заменить качественным аналогом – вагонкой блок-хаус. Материал прекрасно имитирует деревянный сруб, подчеркивая красоту и эстетичность. Морозостойкая пластиковая продукция не выгорает на солнце и неприхотлива в обслуживании.

Об особенностях плстковой вагонки для наружных работ смотрите в следующем видео.

Особенности

Строительство здания представляет собой процедуру, которая состоит из ряда последовательных действий. Облицовка строения является важнейшим этапом не только за счет того, что от нее зависит внешний вид здания, но она также обеспечивает утепление и защиту сооружения от агрессивной среды. Пластиковая вагонка благодаря своим техническим характеристикам полностью справляется с этими задачами. При производстве изделия из него полностью убирают вредные вещества.

Вагонка из пластика изготавливается из жесткого поливинилхлорида (ПВХ) с добавлением красящих и пластифицирующих спецэлементов под воздействием высоких температур. Внутри стройматериал имеет пустоты, которые придают изделию тепловые и звуковые изоляционные качества. Специализированные пазы обеспечивают облегченный монтаж отделки, благодаря чему сокращаются сроки строительных работ и минимизируются финансовые затраты.

Пластиковая вагонка производится из искусственного стройматериала. Это значит, что она более долговечна, если сравнивать с аналогичным материалом из дерева, а также за таким изделием легче ухаживать. Ее позволено применять не только внутри помещения, но и снаружи, ведь этот стройматериал прекрасно переносит воздействия УФ-лучей и резкие температурные перепады

Плюсы

Фасадная вагонка востребована среди многих владельцев благодаря имеющимся преимуществам продукции:

  • водостойкость – изделие не пропускает и не впитывает влагу;
  • высокий показатель стойкости к деформированию;
  • огнестойкость – благодаря современной технологии производства изделия не воспламеняются и не выделяют вредные вещества;
  • высокий коэффициент стойкости к появлению плесени и грибка;
  • простой уход – достаточно промыть конструкцию чистой водой;
  • длительный эксплуатационный срок – 10-15 лет;
  • стойкость к появлению ржавчины;
  • отделка способна замаскировать все неровности и изъяны поверхности;
  • в отличие от вагонки из дерева пластиковые варианты перед установкой не требуют обрабатывания специализированными антисептиками;
  • приемлемая стоимость продукции.

Минусы

Пластиковая вагонка, как и другие идентичные стройматериалы, обладает некоторыми минусами при использовании.

  • Низкий показатель прочности к ударам – даже слабый удар по конструкции приведет к появлению трещины.
  • Паронепроницаемость. Прежде чем проводить облицовку помещения, необходимо обработать стены специальным средством против плесени и грибка. Если этого не сделать, то в дальнейшем устранять такие проблемы будет более затруднительно, ведь необходимо будет проводить демонтаж всей конструкции.

Как крепить панели вагонки при наружной отделке?

Более эстетичным считается вариант обшивки дома, когда каждую из досок крепят к опалубке, применяя специальные гвозди или саморезы. Крепление производят через гребень. Как только доска будет прикреплена, на ее гребень надевают паз последующей доски и по такому принципу монтируют всю вагонку.

Есть один минус крепления досок гвоздями и саморезами. Так как дерево имеет способность усыхать, то после усушки могут торчать шляпки крепежа. Но такую проблему можно избежать, применив для крепления специальные кляймеры. Они надеваются на гребень и крепятся к обрешетке. У такого крепления есть свое преимущество — доски остаются не поврежденными гвоздями, значит, срок эксплуатации продлевается.

Разметка и монтаж каркаса. Перед тем как обшить дом, производится разметка стен и установка каркаса. Не исключено и то, что вагонку можно пришить непосредственно прямо к стенам, но их поверхность редко бывает ровной, именно по этой причине и необходим каркас.

Наружные стены обшивают вагонкой в горизонтальном положении, а брусья необходимо устанавливать вертикально.

Брусья для каркаса прибивают к стене, выдерживая промежуток в 0,5-1,5 м по отношению друг к другу. Оптимальное расстояние — 1 м. Если будет слишком большое расстояние, то при усушке пазы могут не совпадать, доски выскочат и произойдет деформация. Во время обшивки плоскость, которая формируется из брусьев, должна быть расположена на одном уровне. Для этого их устанавливают при помощи уровня и, если это необходимо, под них подкладывают куски реек, чтобы будущая стена была ровной.

Какие работы провести предварительно?

Перед проведением строительных работ нужно тщательно обработать каждую доску и брус антисептиком.

Обработка вагонки

Учтите, что многие антисептики содержат красящий пигмент, который повлияет на декоративную функцию вагонки. Если вы хотите сохранить естественный цвет древесины, то рекомендуется обрабатывать только внутреннюю часть материала, а внешнюю после укладки покрывать лаком. Если же фасад готовится под покраску, это не имеет значения и обрабатывать антисептиком можно обе стороны.

Дайте хорошо просохнуть вагонке, чтобы не ухудшить ее технические характеристики.

Размеры

При выборе вагонки большая роль отводится ее размеру – длине, ширине и толщине доски. Он этих параметров зависят как прочностные характеристики, так и дизайн облицованной поверхности. Чаще всего используются элементы типовых размеров.

В частности, евростандарт рекомендует вагонку шириной 88 мм (плюс шип 8 м), толщиной 12,5 мм и длиной от 1,2 до 4,5 м. В то же время в продаже имеется широкий выбор маркоразмеров. Так, вагонка по длине выпускается от 30 см до 6 м (шаг — 10 см). Толщина может колебаться от 12 до 25 мм. Ниже в таблицах представлены более подробные параметры размеров материала.

Для внутренних работ обычно используют деревянную вагонку толщиной от 13 мм до 16 мм. Для наружных работ применяют вагонку (в народе колхозница) толщиной от 16 мм до 25 мм.

Наша и не наша

Вагонку производят из древесины с влажностью 18–22%. Такая древесина чище и легче обрабатывается. Рейки помещают в камеру для просушки, и на выходе их влажность не превышает 12%. Правда, усыхание произойдет и с этой вагонкой, но не столь сильно. Для полного высыха­ния материал выдерживают в помещении, где он будет укладываться.
Российский стандарт производства ва­гонки – ГОСТ 8242­88, зарубежный – DIN 68126. Согласно ГОСТу, вагонка, как пра­вило, должна иметь длину до 6 м, ширину до 150 мм, толщину от 12 до 25 мм.
Евровагонка, изготовленная по европей­ским стандартам, отличается от обычной формой профиля, размерами и сортом древе­сины, более высоким качеством обработки.
Стандартные размеры евровагонки – дли­на до 6 м, ширина – 80, 100, 110 и 120 мм, толщина – 13, 16 и 19 мм. Отличительная особенность европейских стандартов – продольные вентиляционные канавки с тыльной стороны (они предназначены для удале­ния конденсата). Пазогребневое соединение на евроваго­нке глубже – это позволяет избежать ще­лей при усушке. Стоимость вагонки зависит от качества сырья (его размера, количества сучков, трещин, сколов и прочих дефектов древесины), размера и состояния (естественная влажность или просушенный материал).

№7. Можно ли отличить вагонку низкого качества?

Не всегда стоит слепо доверять указанному на упаковку классу – лучше осмотреть материал своими глазами

Обращать внимание, в первую очередь, следует на упаковку. Использовать стрейч-пленку нежелательно, так как такое хранение негативно сказывается на влажности вагонки

Конечно же, лучше же осмотреть товар перед покупкой, но если материал запакован в пленку, то рассмотреть его не получится, да и раскрывать упаковку вряд ли разрешат. Единственный выход – приобрести одну-две упаковки и проверить качество. Если, с вагонкой все нормально, то уже купленные изделия пригодятся, а если нет, то вы застрахуете себя от более крупных финансовых потерь.

Геометрия изделия не должна быть нарушена – ламель вагонки должна быть ровной. Даже небольшая дуга говорит о том, что хранили материал неправильно, и если подобную доску удастся смонтировать, то вряд ли она будет долго служить, и с большой вероятностью скоро выйдет из замка. Осмотреть нужно и замок. На нем не должно быть сучков и трещин, а лучше взять с собой кляймер и проверить надежность будущего соединения. В специализированных точках должен быть инструмент, который измеряет влажность вагонки, поэтому не стоит отказываться от возможности проверить реальный показатель. Он не должен превышать 15%.

Описание и свойства материала

Название “вагонка” в строительстве появилось случайно – так железнодорожники называли ровную и гладкую доску, которой обшивали вагоны. Сбоку у панели торчит пазл, который скрепляется с соседней доской.

Благодаря внутренним ячейкам панели создают в помещении звуко- и теплоизоляцию. Вагонка изготавливается из ПВХ. Исходный материал долговечен, так как поливинилхлорид не гниет и сохраняет первоначальный вид на протяжении 10 лет эксплуатации.

Панели влагоустойчивы и переносят колебания температуры от -50 градусов до +50. Пластиковой вагонке также не страшны лучи солнца: материал не воспламеняется. В строительных магазинах продаются различные цветовые панели, поэтому подобрать материал под домашний интерьер просто.

Главный недостаток стройматериала – слабая прочность. Нельзя на панель помещать груз, масса которого превышает 1,5 кг. Сильный удар по вагонке оставит грубую вмятину.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий